Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
21 марта 2016

России требуется не менее 2400 га новых теплиц

По оценкам экспертов ЭКЦ «Инвест-Проект», представленным в «Бизнес-плане теплицы (тепличного хозяйства)», возведение новых тепличных сооружений в России едва компенсирует вывод из сельскохозяйственного производства старых теплиц. Около 30% сохранившихся теплиц находится в глубоко депрессивном состоянии. Реконструкция старых теплиц не имеет смысла, а строительство современных высокотехнологичных теплиц требует больших финансовых вложений.

К 2020 году в России планируется построить 1,5 тыс. га новых теплиц, что даст дополнительно 850 тыс. тонн помидоров и огурцов. По расчетам Минсельхоза, для достижения таких показателей дополнительно потребуется порядка 270 млрд рублей. Сегодня лишь 24% тепличных овощей, покупаемых россиянами, производится в России, остальное потребление обеспечивается импортом. Зачастую импортные овощи стоят дешевле, однако российский продукт обычно является более экологически чистым и пользуется большим доверием населения. Серьезную озабоченность вызывает качество поставляемых на российский рынок дешевых импортных тепличных овощей, выращенных в странах ближнего и дальнего зарубежья, так как при их выращивании применяются запрещенные в России химические средства защиты растений и биостимуляторы.

В августе 2014 года был запрещен ввоз на территорию РФ сельскохозяйственной продукции из стран ЕС, США, Канады и Австралии. В результате, импорт на российский рынок свежих овощей сократился на 28%, а розничные цены на овощи выросли, причем сильнее всего подорожали помидоры и огурцы.

Основные поставщики огурцов, томатов и зелени в Россию - Китай, Турция, Марокко и Иран. В 2015 году они в совокупности импортировали в страну 778 тыс. тонн томатов и 203 тыс. тонн огурцов. Суммарный объем рынка продукции защищенного грунта в России (цветы на срез и плодоовощная продукция) уже превышает 500 млрд руб. (в рыночных ценах) и вырастет на 1,5% в год.

СтраныЗащищенный грунт, га
Китай2 760 000
Корея57444
Испания52170
Япония49049
Турция33515
Италия26500
Мексика11759
Нидерланды10370
Франция9620
США US8425
Польша7560
Греция4670
Германия3430
Румыния2790
Португалия2310
Россия1 800

 Диетологи Всемирной организации здравоохранения и НИИ питания РАМН утверждают, что человеку требуется не менее 139 кг овощей в год. С учетом наших климатических условий минимум 15 кг из этого количества необходимо выращивать в теплицах.

Потребность россиян в продукции защищенного грунта, произведенной в России, удовлетворена на 26%.

В настоящее время с закрытого грунта в России собирают 580-600 тыс. тонн овощей (из них 460 тыс. тонн - во внесезонный период) при потребности в 3 млн тонн. И эта потребность ежегодно увеличивается на 10-15%. Для обеспечения отечественного производства продукции защищенного грунта в указанных объемах необходимо ввести в эксплуатацию дополнительно не менее 2 400 га производственных площадей защищенного грунта (из расчета средней урожайности в 50 кг/м2 в год) к существующим 1 800 га.

Основными производственными культурами являются огурцы (70%), томаты (25%), перец, баклажаны и зелень. Всего выращивается более 30 наименований овощных культур, цветы, грибы.

Расходы потребителей на питание быстро растут, и продовольствие все чаще покупают в современных супермаркетах. Люди готовы платить за качественную овощную тепличную продукцию, особенно, в крупных городах. Отмечается тенденция изменения структуры потребления продуктов питания россиянами: сокращение относительной доли картофеля в потребительской корзине горожан за счет роста доли потребления овощей. Средняя розничная цена в 2015 году на свежие помидоры составила 160,4 руб. за кг с учетом НДС (+69% к 2014 году), на свежие огурцы - 161,1 руб. за кг с учетом НДС (+70% к 2014 году).

Анализ динамики отпускных цен на тепличные овощи в течение года показывает, что своего максимума цены реализации достигают в период с января по апрель. Минимальный уровень цен приходится на период с июля по сентябрь, когда продуктовый ритейл и колхозные рынки насыщены дешевой продукцией открытого грунта.