Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
10 июля 2014

Санкции и нефть: кто, если не мы?

Нефть сегодня является основным источником энергии и наиболее торгуемым сырьем в мире. Крупнейшими странами по объемам запасов нефти являются Саудовская Аравия, Венесуэла, Канада, Иран, Ирак, Кувейт, Арабские Эмираты. Восьмую строчку по объемам нефтяных запасов занимает Россия. При этом Россия по объемам выставленной на внешний рынок продукции занимает третье место.

В нашей стране объем нефтедобычи, по оценкам Минэкономразвития, составил 522,9 млн т. По мнению ведомства, в 2014 году добыча «черного золота» увеличится на 0,36%. При этом экспорт нефти в 2014 г. составит порядка 230 млн т, что будет почти на 7 млн т меньше, чем в предыдущем году.

Основными получателями российской нефти на внешнем рынке являются такие страны, как Нидерланды, Китай, Италия, Германия, Польша. При этом в дальнейшем ожидается выход Китая на лидирующие позиции по объемам потребления российской нефти. Такие позитивные ожидания связаны с договоренностями, заключенными в октябре 2013 года, которые оговаривают роста поставок российской нефти в Китай на рекордный уровень - свыше 1 млн баррелей в день (или более 48 млн т в год).

Между тем ситуация на международной политической арене заставляет задуматься о будущем российской нефти. Так, в последнее время со стороны Запада все чаще звучат призывы «сбить» мировые цены на нефть. Так, американский миллиардер Джорж Сорос предложил распечатать американские стратегические запасы. С этой целью, по неофициальным данным, американский президент нанес визит в Саудовскую Аравию.

В начале марта 2014 года Минэнерго США объявило о «пробной» продаже 5 млн баррелей нефти из стратегических запасов с целью проверить систему в связи с ростом производства нефтепродуктов. Между тем, следует обратить внимание, что такого же рода экономические ходы проводились и в далеком 1990 году и совпали с вторжением Ирака в Кувейт.

На горизонте прослеживается потенциально мало возможный механизм «влияния» на Россию - тотальный отказ от российской нефти. Об этом недавно было заявлено «за океаном». При этом уточняется, что США могли бы сотрудничать с Ираном. Однако имеет смысл уточнить, что Иран, находясь в экономической блокаде со стороны ЕС и США, сейчас является партнером России - наша страна приняла решение покупать у Ирана нефть с целью ее дальнейшей перепродажи в обмен на товары.

Возможны ли такие заявления со стороны стран Запада? Теоретически да. Однако следует иметь в виду, как сказал А.Новак, что европейские нефтеперерабатывающие заводы строились под российскую марку нефти Urals. А значит, отказ от ее использования повлечет значительные затраты для переориентации на другую нефть.

Если посмотреть на страны, способные «заменить» российскую нефть, на которые теми или иными способами указывал нам Запад, можно прийти к неутешительным прогнозам. Так, Саудовская Аравия с трудом «тянет» собственное население, увеличившееся за пару десятков лет почти в три раза. К тому же, лишь около трети саудовцев трудоспособного возраста работают или ищут работу. Любое понижение цены на нефть повлечет за собой дефицит бюджета и является само по себе (в свете арабской весны в разных странах) губительным.

Значимые объемы нефти мог бы поставить на мировой рынок Ирак, однако экономика этой страны держится исключительно на нефтяных доходах. В середине января 2014 года Международный валютный фонд предупредил Ирак, что Багдаду требуется средняя цена на нефть 106,1 доллара за баррель, чтобы сбалансировать свой бюджет. Таким образом, игра на понижение и для Ирака представляет собой угрозу собственной экономике.

Более подробную информацию вы можете узнать из работы «Рынок нефти и нефтепродуктов: комплексный анализ и прогноз до 2016 года» компании Intesco Research Group.

Приведенные значения посчитаны аналитиками компании Intesco Research Group на основе официальной статистики.