Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
23 августа 2017

Бронирование ресторанов: изменения за год

LeClick - компания, специализирующаяся на онлайн-сервисе и автоматизации в сфере бронирования ресторанов. В рамках подготовки новой серии исследований о рынке общественного питания LeClick поделилась накопленной статистикой с аналитиками РБК. Данные оказались очень кстати, подтвердив некоторые выводы исследования о потребительском поведении и состоянии рынка в целом.

В первом полугодии 2017 года LeClick регистрирует увеличение количества созданных броней по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на 27%. Такое увеличение активности соответствует тренду на стабилизацию рынка, который отмечают аналитики. Главным драйвером развития сегмента был и остается рост реальных располагаемых доходов населения, перспективы которого пока туманны - по прогнозам Министерства экономического развития, в 2017 году рост показателя должен составить всего 1%. Естественно, столь слабое улучшение материального положения не может способствовать быстрой активизации потребительского спроса. И тем не менее, наблюдаемая потребителем экономическая стабилизация положительно сказывается на потребительской уверенности. Поэтому далеко не все рестораны испытывают отток гостей.

Знакомый с разнообразными концепциями и требовательный гость, напротив, увеличивает трафик модных заведений, хотя по отзывам ведущих игроков, все-таки понизил их средний чек. Тем интереснее посмотреть на статистику LeClick по среднему чеку на человека. И здесь обращает на себя внимание тот факт, что в первом полугодии 2017 года, даже несмотря на рост заказов, показатель оказывается выше, чем в аналогичный период прошлого года почти по всем дням недели. Это говорит о том, что увеличение количества заказов на бронь не происходило за счет притока менее платежеспособной аудитории. Исключение составили понедельник и воскресенье - вероятно, по той причине, что в ресторанах стала собираться более разнородная публика, и это можно отметить как позитивную тенденцию. В целом количество заказов в каждый день стало больше и средний чек заказа увеличился. Это может быть связано как с возвращением части хорошо обеспеченной аудитории в сегмент (в кризис перебравшейся, например, в премиальный фаст-фуд), так и с повышением активности текущих клиентов.

Чаще бронь столика заказывают либо всего за два часа, либо за полдня до посещения ресторана - остальные варианты более редки - в совокупности так поступает половина аудитории. Еще около 11% бронируют столик задолго до того события, которое, по всей видимости, собираются отмечать в ресторане. Если сравнивать ситуацию за первое полугодие 2017 и 2016 года, то количество заказов, сделанных незадолго до посещения, в текущем году увеличилось, что говорит о большей спонтанности в поведении клиента, чем год назад. Любопытно, что среднее количество человек в брони в 2017 году уменьшилось, и это вполне укладывается в то, что уже было сказано ранее: как правило, бронь на 4-5 человек вряд ли может быть спонтанным решением, но на 2-3 - уже вполне.

Статистика LeClick позволяет также проследить, какие концепции наиболее популярны среди аудитории. Нужно отметить, что LeClick предоставляет аккуратный и достаточно подробный список концепций по кухням, включающий не только популярные, но и достаточно редкие специализации, например, перуанскую или марокканскую кухни. По данным за первое полугодие 2017 года, россияне предпочитают следующие из них: европейскую, итальянскую (вероятно, сказывается востребованность пиццы), авторскую, французскую, русскую (популярность русской и псевдорусской кухни отмечал в интервью для РБК Исследования рынков Сергей Миронов), грузинскую и т.д. Между тем из перечисленных, по сумме заказов только европейская и авторская кухни занимают первые места. Учитывая это, следует помнить, что настоящие данные дают обзор рынка с позиции одной компании - LeClick - и не должны рассматриваться как его точная оценка.

Рис. 1. Время брони до факта посещения, по данным LeClick, I полугодие 2017 г., % от всех бронирований

image_2 (original)
Источник: LeClick, дата актуализации - июнь 2017 года

Табл. 1. Данные о бронировании, I полугодие 2016 г., %, руб., чел.

image_5 (original)
Источник: LeClick, дата актуализации - июнь 2017 года

Табл. 2. Данные о бронировании, I полугодие 2017 г., %, руб., чел.

image_13 (original)
Источник: LeClick, дата актуализации - июнь 2017 года