Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
16 октября 2014

ПРОИЗВОДИТЕ ВКУСНО И ВЫГОДНО: правильный персонал по правильной цене.

Благодаря сложившимся экономическим предпосылкам, Россию ожидает расцвет сельского хозяйства и пищевой промышленности - таков рефрен большинства СМИ, экспертов отрасли и официальных лиц. Однако есть и ряд факторов, которые мы называем «вопреки». Проблем в любой отрасли промышленности много, а, помимо двух классических российских бед, сегодня мы постоянно говорим и о третьей - низкая производительность труда. Вина за неэффективный труд лежит не только на предприятиях, но и на специфике рынка труда в целом и пережитках прошлого, которые не позволяют нам нанять правильный персонал по правильной цене. Но, возможно, ситуация меняется?

Компания «Рекадро» провела исследование рынка труда, заработных плат, льгот и компенсаций пищевой промышленности в ЦФО, чтобы ответить на вопрос об эффективности системы материального стимулирования сегодня и ситуации на рынке труда отрасли. В исследовании были рассмотрены 65 компаний из сферы пищевого производства, опрошены специалисты, работающие в отрасли, и произведена оценка рынка труда с помощью анализа специализированных СМИ и интернет-порталов.

Спрос и предложение. Кому в пищевой промышленности работать хорошо?

У производителей продуктов питания та же головная боль, что и у рынка труда России в целом: структурное несоответствие спроса и предложения. Значительный пул экономистов, юристов и менеджеров находится в поиске работы, в то время как запрос на инженерно-технические и рабочие специальности не удовлетворен. Такая ситуация складывается по всем видам производства - и мясо-молочная, и кондитерская, и хлебопекарная, и другие отрасли ищут технологов, инженеров по качеству, операторов производственных линий.

По данным Рекадро, среди отраслевых специалистов самыми востребованными являются инженеры-технологи - 31%, на втором месте главные технологи, на третьем - технолог R&D (разработчик). Чаще всего технологи пищевого производства требуются на производстве хлеба, пива и безалкогольных напитков. Что касается технологов R&D (разработчиков), то они наиболее востребованы на кондитерских, молочных, мясных производствах и на предприятиях, специализирующихся на производстве пищевых ингредиентов.

Среди непроизводственных специальностей наиболее востребованы специалисты сферы продаж, в первую очередь, торговые представители. Отрасль испытывает потребность в мерчендайзерах, бренд-менеджерах.

Отдельного внимания заслуживают бухгалтера и экономисты. Несмотря на большое количество таких кандидатов на рынке труда, спрос на них не удовлетворен: в отрасли востребованы специалисты со знанием международных стандартов финансовой отчетности, владеющие иностранным языком, при этом уровень подготовки и опыт свободных специалистов на рынке не отвечает этим требованиям.

Соотношение кандидатов на одну заявленную вакансию, казалось бы, свидетельствует о достаточном пуле специалистов (самая напряженная ситуация по рабочим позициям):

Напряженность на рынке труда по востребованным специалистам

должность

соотношение количества резюме и вакансий

бренд-менеджер

3,54

технолог R&D

7,70

технолог

6,12

главный технолог

10,12

торговый представитель

16,81

региональные представители по продажам

12,63

оператор линии

2,55

упаковщик

1,79

мастер

11,00

механик

14,49

наладчик производственного оборудования

3,88

 

Однако сложность состоит не только в количестве, но и в качестве кандидатов.

Ожидания работодателей

Значительная часть пищевой промышленности России сосредоточена в руках транснациональных корпораций, что обуславливает особые требования к кандидатам, которые отрасль не в состоянии удовлетворить:

- владение иностранным языком,

- знание международных стандартов качества,

- навыки работы на современном оборудовании.

Привлекая рабочий персонал, почти половина предприятий заинтересована в получении готового специалиста с опытом работы не менее года.

Для инженерно-технических специалистов это требование в 95% случаев является обязательным, лишь 5% в штатном расписании приходится на молодых специалистов.

Портрет работника пищевой промышленности

Что же работодателю в ответ предлагает рынок? Ситуация, в целом, аналогична - большинство соискателей имеют значительный опыт работы, что свидетельствует о старении работников отрасли и отсутствии притока новых специалистов. Лишь 1% кандидатов не имеет опыта работы, большинство соискателей обладают опытом более 6 лет и порядка 60 % работников сферы - старше 35 лет.

При значительном опыте работы, соискатели не отвечают требованиям современного рынка: большинство из них знают иностранный язык на базовом уровне, более половины немобильны (не готовы к командировкам, в том числе и к стажировкам для приобретения опыта работы на современном оборудовании).

Соревнование века: гонка зарплат

Уровень заработной платы является одним из важнейших мотиваторов при поиске работы. В борьбе за квалифицированных работников предприятия поднимают планку заработной платы всё выше и выше, однако, соискатели в этом вопросе крайне самоуверенны: в среднем, ожидания кандидатов по заработной плате на 21% выше, чем предложения работодателей. Особенно сильно эта тенденция проявляется по позициям инженер-технолог (разница в 38%), торговый представитель (разница в 30%), мастер производства (26%).

«Вилка» заработных плат также велика: максимум заработной платы по одной позиции может превосходить минимум в несколько раз. По данным исследования Рекадро, рекордсменами среди производственных позиций по этому показателю являются директор по производству (5,73 раза), главный технолог (5,18), инженер по ремонту и эксплуатации оборудования (4,75), подсобный рабочий (4,71), начальник лаборатории (4,62).

Безусловно, на уровень заработной платы влияет множество факторов: уровень компании, функционал и требования к должности, местонахождение компании.

Региональный аспект традиционно демонстрирует наиболее высокий уровень заработных плат по г.Москва и Московской области, самые слабые позиции у Костромской, Курской, Орловской и Брянской областей.

Исследование также показало, что работодатели стремятся пользоваться таким инструментом мотивации, как структура заработной платы: менее половины из них практикуют выплату фиксированного бонуса, но 72% предлагают своим сотрудникам нефиксированную премию, которая в 89% случаев зависит от индивидуальных результатов работы.

На волнующий всех вопрос, вырастет ли заработная плата в 2014 году, сегодня можно ответить: предприятия повышают уровень заработной платы, но работники этого практически не заметят - по данным Рекадро, средний уровень индексации заработной платы по предприятиям пищевой промышленности в этом году не превысит уровень инфляции прошлого года.

Льготы и компенсации: эффективный инструмент управления

Помимо заработной платы, помогает повысить вовлеченность и лояльность персонала система льгот и компенсаций. Затраты на льготы с каждым годом растут, предприятия ищут новые возможности удержания персонала. Среди наиболее популярных льгот на предприятиях пищевой промышленности мы встречаем традиционные: организация питания, предоставление возможностей обучения и роста, доставка.

Большинство работодателей предлагает своим сотрудникам скидки на продукцию компании, добровольное медицинское страхование, материальную помощь и компенсацию расходов на связь. Среди непопулярных льгот - программы пенсионного страхования, льготное кредитование сотрудников, ДМС членам семьи работника, спортивные мероприятия.

Большинство льгот предоставляется работникам неравномерно и зависит от уровня позиции, ее значимости в структуре компании, производственной необходимости льготы.

В целом, компенсационный пакет предприятий пищевой промышленности не отличается новизной и находится в общем тренде рынка труда.

Пусть сотрудники производят вкусно и выгодно

Лояльный, вовлеченный и довольный персонал работает лучше - это знают все. Все знают, что высокая заработная плата вызывает искорку в глазах кандидата. Но станет ли он хорошим сотрудником, если мы посадим его на самую верхнюю строчку таблицы заработных плат?

Универсального ответа и идеального решения нет. В работе с персоналом сегодня компаниям необходимо учесть ряд важных трендов:

- старение инженерно-технического персонала провоцирует дальнейший рост дефицита кадров и гонку зарплат;

Принимайте на работу молодых сотрудников и компенсируйте затраты на обучение меньшим уровнем заработной платы в сравнении с расходами на оплату труда опытных специалистов. Уже сейчас крупные пищевые предприятия решают проблему дефицита квалифицированных кадров путем налаживания контактов с профильными учебными заведениями, одним из эффективных решений в этом направлении является целевая контрактная подготовка.

- экономико-политические явления и рост производства обуславливают увеличение активности работодателей  - учитывая статистику изменений и текущее состояние рынка труда, возможно увеличение активности работодателей на 50%-60%, по сравнению с прошлым годом;

Удерживайте персонал предоставлением уникальных льгот, привязывающих работника к компании (льготное кредитование, пенсионные программы, программы для семьи работника).

- несмотря на общую тенденцию рынка, в перспективе отрасли ожидается рост заработных плат и повышение динамики рынка труда;

Приобретите исследование рынка труда или примите участие в исследовании на бесплатной основе, отследите изменения на рынке и проведите оценку системы мотивации компании. При планировании изменений в системе оплаты труда учитывайте не только отраслевой и региональный срез, но и востребованность отдельных позиций на рынке.

- повышение активности предприятий на рынке труда вызовет необходимость  усиления работы с брендом компании как работодателя.

Проведите оценку эффективности инструментов HR-бренда и скорректируйте внутреннюю и внешнюю кадровую политику, установив четкие и амбициозные цели и KPI для службы управления персоналом. Наймите маркетолога в HR или обратитесь в аутсорсинговую компанию.

За дополнительными комментариями по результатам исследования обращайтесь в компанию «Рекадро».

Евгения Максимова,

Директор по развитию «Рекадро»,

www.rekadro.ru