Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
17 ноября 2014

Томатный соус «захватывает» мир

Популяризация томатных соусов и кетчупов происходит в связи с их широким применением в кулинарии, и, в частности, с ростом общемирового интереса к итальянской кухне, где подливки и соусы из помидор являются неизменной составляющей.

Сырьевой базой производства кетчупов выступает промышленное выращивание томатов под переработку и последующее получение томатной пасты. Основная ее часть сразу консервируется для длительного хранения, что позволяет расширять географию торговли, а оставшаяся часть перерабатывается в томатные соусы.

Для получения наиболее качественных кетчупов производители используют как сырье плоды тех сортов помидоров, которые характеризуются плотной мякотью и повышенным содержанием сухого вещества. Основным регионом-поставщиков таких томатов в мире остается Северное полушарие, где расположены 8 из 10 стран-лидеров по сбору помидор.

Первыми по значимости из них остаются США, занимающие в 2013 г. максимальную долю мирового рынка сырья - 35%. Наибольший вклад в выращивание и переработку томатов страны вносит Калифорния. Американский рынок характеризуется стабильностью производства и потребления, умеренными ценами и стабильным качеством, высокой эффективностью производства, полным обеспечением внутреннего потребления. По данным Агентства экономических исследований Министерства сельского хозяйства США, благодаря хорошему урожаю томатов цены на американскую томатную продукцию продолжают держаться на средней отметке и периодически опускаются ниже.

Китайский рынок, который формировал более десятой части мирового производства томатов в указанном году, в свою очередь, характеризуется нестабильностью производства, значительным ростом внутреннего потребления и большой закрытостью. Китай начал свою экспансию с «завоевания» Южной Италии, потом увеличил поставки на Дальний Восток и в Западную Африку, затем проник на российский и грузинские рынки. Таким образом, турецкие, иранские, европейские производители потеряли свои позиции на данных рынках, в то время как Китай их завоевывал, плотно укреплялся и расширял свое влияние. Сегодня Китай полностью удовлетворяет растущие потребности российского и других рынков в томатной пасте по более низким ценам, чем могут предложить европейские компании-поставщики.

В свою очередь, среди европейских производителей кетчупа и других томатных соусов в 2013 г. в натуральном выражении лидировала Испания (более 287 тыс. т), второе место занимала Германия (свыше 250 тыс. т), третье - Нидерланды.

Хотя Россия и не была включена в европейскую статистику, но, основываясь на данных ФСГС, объем производства кетчупа в РФ в 2013 г. составил 204 тыс. 829 тонн. Основываясь на этом, можно говорить, что отечественное производство томатных соусов по масштабам является третьим в Европе (после испанского и немецкого).

Более подробную информацию можно узнать из работы «Рынок кетчупа и томатного соуса: комплексный анализ и прогноз до 2017 года» компании Intesco Research Group.

Приведенные значения посчитаны аналитиками компании Intesco Research Group на основе официальной статистики.