Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 17 июня 2021

Оценка объема рынка онлайн-классифайдов недвижимости в сегменте квартир и прогноз на 2021 год

Аналитики «РБК Исследования рынков» провели комплексный анализ рынка онлайн-классифайдов недвижимости в сегменте квартир в России.

В рамках исследования были изучены особенности потребительского поведения в рассматриваемом сегменте, оценен объем рынка, осуществлен прогноз данного показателя на 2021 год, а также выделены крупнейшие и наиболее востребованные среди россиян сайты объявлений по поиску недвижимости.

В 2020 году на рынке наблюдается настоящий бум спроса на недвижимость, вследствие чего цены на квадратные метры значительно подскочили. Это стало следствием субсидированных программ по ипотечным кредитам, а также серии снижений ключевой ставки Центральным Банком РФ, что привело к уменьшению процентных ставок по всем видам кредитов. Основной спрос населения приходится на массовое жилье сегментов эконом- и комфорт-класса. При этом растущий спрос влияет и на вторичный рынок, на котором также ощущается дефицит ликвидных предложений.

Политика государства по субсидированию ипотеки, а также снижение ключевой ставки ЦБ РФ в 2020 году принесли свои плоды. После сложного для ипотечного рынка 2019 года в 2020 году наблюдается рост показателей объемов выданных ипотечных кредитов на 45% по сравнению с 2019 годом. При этом есть все перспективы того, что бум ипотечного кредитования продолжится как минимум до лета 2021 года на фоне действия программ субсидирования ставок.

Принятые государством меры поддержки способствовали в том числе некоторому росту российского рынка онлайн-классифайдов недвижимости, которые сегодня являются главным источником информации при поиске квартир потенциальными покупателями. В 2020 году объем рынка онлайн-классифайдов недвижимости в сегменте квартир, по оценкам «РБК Исследования рынков», составил ₽8,9 млрд, увеличившись по сравнению с 2019 годом на 3,3%. Так как основным источником доходов для сайтов-классифайдов в России являются поступления средств от платных услуг при размещении рекламных объявлений, а не от совершения сделок купли-продажи, темп прироста оказывается не столь велик. Кроме того, крупные игроки показывают существенный рост на фоне благоприятных условий на рынке недвижимости, отнимая долю у небольших компаний, которые продолжают терять позиции. Это приводит не столько к росту, сколько к перераспределению рынка онлайн-классифайдов недвижимости в России. 

Также стоит предполагать, что бум ипотечного кредитования заметно отразился скорее на рынке дополнительных услуг (юридическое сопровождение и проведение сделки, проверка квартир), который в рамках данного исследования не рассматривался. В подтверждение данного вывода выступают результаты ведущего игрока, сочетающего в себе размещение объявлений и риэлтерские услуги, – компании «ДомКлик», которая за 2020 год увеличила выручку на 132% до ₽5,5 млрд.

Сегмент вторичной недвижимости занимает в структуре рынка онлайн-классифайдов недвижимости в сегменте квартир 71,4% или ₽6,3 млрд в 2020 году. На сегмент первичной недвижимости приходится 17,8% или ₽1,6 млрд, а сегмент аренды занимает оставшиеся 10,8% или ₽0,95 млрд. 

Кроме роста спроса на российском рынке недвижимости вследствие реализации программ субсидирования ипотеки важным фактором развития рынка классифайдов (в первую очередь ведущих игроков) стали карантинные ограничения из-за пандемии COVID-19. В этих условиях россияне больше времени проводили дома и соответственно чаще посещали сайты объявлений, в том числе, недвижимости. В подобных условиях многие игроки рынка смогли адаптировать и упростить методику виртуального осмотра квартир с помощью технологии видеосвязи, таким образом, исключив необходимость физического присутствия при осмотре недвижимости.

Подобные нововведения оказались удобными для россиян, поскольку популярность сайтов-классифайдов сохранилась и после отмены основных карантинных ограничений в России. Согласно результатам социологического исследования РБК, самым распространенным ресурсом для поиска квартиры с целью покупки являются сайты объявлений, которые посещали около 62% опрошенных покупателей квартир из России.

Оценка объема российского рынка онлайн-классифайдов была произведена с применением комплексной методологии и с использованием следующих данных:

  1. Определение основных участников российского рынка онлайн-классифайдов недвижимости на основе показателей интернет-трафика. Всего в анализе принимали участие 93 сайта объявлений[1].
  2. Анализ и агрегация данных финансовой отчетности отобранных сервисов-классифайдов на основе данных финансовой отчетности материнских компаний, а также базы данных бухгалтерской отчетности «СПАРК».
  3. Анализ контентного содержания сайтов-классифайдов недвижимости, включая подсчет общего количества объявлений на сайтах с выделением доли объявлений о продаже либо аренде квартир в первичном и вторичном сегментах рынка.
  4. Проведение социологического опроса россиян, которые за последние 3 года покупали либо присматривали недвижимость для покупки, в том числе, с помощью сайтов-классифайдов недвижимости.
  5. Анализ всех собранных данных с целью получения оценок объемов рынка в стоимостном выражении, а также выделения долей основных игроков рынка.

В соответствии с оценками «РБК Исследования рынков» Avito совместно с принадлежащим ему порталом Domofond.ru является лидером российского рынка классифайдов в сегменте квартир с суммарной долей в 33,4%. Avito является самым известным и популярным в России ресурсом по поиску объявлений, однако не имеет специализации исключительно на недвижимости, тогда как Domofond.ru является сугубо онлайн-классифайдом недвижимости, в связи с чем их доли на рынке оказываются схожи – 16,2% и 17,3% соответственно. С заметным отрывом от лидеров следует специализированный портал «ЦИАН», ориентированный преимущественно на Москву и Санкт-Петербург. Его доля в объеме рынка в 2020 году составила 20,6%. При этом в декабре 2020 года «ЦИАН» купил компанию N1, соответственно, уже по итогам 2021 года доля игрока увеличится и окажется заметно ближе к суммарной доле Avito и Domofond.ru.

Именно Avito и «ЦИАН» являются самыми популярными ресурсами среди респондентов – в последние годы их выбирали более половины опрошенных россиян. Далее в рейтинге по популярности среди респондентов следуют «Юла», которая имеет схожую с Avito концепцию работы, и «ДомКлик» от «Сбер Банка». Последний имеет глубокую специализацию на российском рынке недвижимости, а также предоставляет своим пользователям полный спектр услуг, в том числе, по проверке и юридическому сопровождению сделок купли-продажи недвижимости. Также важным фактором является интеграция проекта «ДомКлик» в общую экосистему «Сбер Банка», с помощью которой пользователи сервиса могут получать смежные услуги – прежде всего услуги ипотечного кредитования сделок с недвижимостью. Вместе с тем, выручка ресурса формируется в первую очередь не за счет размещения рекламы и платных объявлений, как у большинства классифайдов, а за счет совершаемых сделок купли-продажи, что по сути уже относится к риэлтерским услугам и выходит за рамки рассматриваемого в настоящем исследовании рынка. В связи с этим «ДомКлик» не был включен в общий рейтинг ресурсов по поиску недвижимости по доле от объема рынка.

 

Кроме того, аналитики «РБК Исследования рынков» оценили доли игроков на основе данных всероссийского социологического опроса, проведенного в апреле 2021 года. Для этого ответы респондентов относительно выбираемых классифайдов в сегментах покупка/продажа квартир, а также их аренда были приведены к 100%. При этом вновь не были учтены компании «ДомКлик», «Авахо» и «Этажи», которые одновременно работают на двух смежных рынках. 

Согласно полученным результатам Avito и Domofond.ru вновь оказываются безоговорочными лидерами и обеспечивают 40% отмечаемых россиянами сайтов объявлений. Доля второго по популярности ресурса «ЦИАН» составила 22,2%. Таким образом, более 60% всех отмеченных в опросе классифайдов приходятся на двух лидеров рейтинга: Avito (включая сайт Domofond.ru) и «ЦИАН». 

 

Резкий рост рынка недвижимости в России в 2020 году происходил в нетипичных условиях снижения доходов населения из-за пандемии COVID-19, что приводит к следующим негативным факторам, часть из которых уже наблюдается на рынке:

  1. Рост цен на недвижимость как на первичном, так и на вторичном рынках.
  2. Возрастающий риск роста доли просроченной задолженности, которая на рынке ипотечного кредитования пока не превышает 0,8%, что несравнимо с показателями остальных сегментов рынка потребительского кредитования.
  3. Тем не менее, риск увеличения доли просроченной задолженности приведет к росту судебных дел о прекращении ипотечных договоров и выселению заемщиков. Помимо неблагоприятных социальных аспектов для общества, это также вызовет дополнительный рост предложения бывшего ипотечного жилья на вторичном рынке недвижимости.
  4. Подобные факторы приведут к прекращению роста ипотечного кредитования, а, следовательно, рынка недвижимости уже с осени 2021 года (при условии отсутствия пролонгации программ субсидированных ипотечных ставок либо опережающего роста ключевой ставки ЦБ).
  5. При негативном развитии экономической ситуации в стране из-за пандемии COVID-19 на российском рынке недвижимости и ипотечного кредитования возможен серьёзный кризис в 2022 году.
  6. Однако при условии победы над пандемией COVID-19 до конца 2021 года значительных негативных последствий на рынок жилой недвижимости и ипотечного кредитования не будет, однако темпы его развития существенно замедлятся, и цены на жилье стабилизируются.

Несмотря на описанные выше факторы аналитики «РБК Исследования рынков» в 2021 году ожидают прирост рынка онлайн-классифайдов недвижимости в сегменте квартир на уровне 8%. Так как данный канал служит в первую не для совершения непосредственной сделки, а для рассмотрения вариантов и поиска покупателя/арендатора, возможные негативные последствия на рынке недвижимости либо не скажутся на показателях онлайн-классифайдов вовсе, либо окажут положительное влияние. Существенную роль сыграет и резкий скачок развития интернет-торговли в период карантина и после него, когда покупка товаров и услуг перешла в интернет, а многие покупатели впервые получили положительный опыт онлайн-шопинга. Кроме того, на рынке продолжатся тренды инновационного развития – ряд игроков рынка будет развиваться по модели «ДомКлик» и помимо листинга оказывать услуги по проверке квартир и сопровождению сделок. Не стоит забывать и о том, что программа льготной ипотеки была продлена до 1 июля 2021 года и существует небольшая вероятность, что сроки будут отодвинуты еще раз.

[1] «ПИК брокер», «Jcat», «Avito», «Domofond.ru», «Яндекс.Недвижимость», «sob.ru», «Циан», «Юла», «Из рук в руки», «WinNER», «гдеэтотдом.ру», «КВАДРУМ», «afy», «МИРКВАРТИР», «BN.ru», «МЛСН», «BSN.ru», «Mitula», «Restate», «RealEstate», «1000dosok.ru», «wiweb.ru», «Шанс», «NERS.RU», «move.ru», «eip.ru», «RussianRealty», «egent», «BestRu.ru», «Джази», «МЕТР КВАДРАТНЫЙ», «ARKADIA», «НайдиДом», «URBANUS», «Rentzilla.ru», «Esalle.ru», «RealtyMag.ru», «qp.ru», «roomfi», «TATRE.RU», «ДОМ ДЛЯ ТЕБЯ», «terdo», «Unibo», «trovit», «Экстра М», «RU COUNTRY», «gde», «Новосёл.ру», «Metrprice.ru», «kvartirant.ru», «ДОСКИ.RU», «UBU», «МЕСТО», «Авахо», «Фото-Маклер», «МнеКвартиру», «kazned.ru», «Новосибирский портал недвижимости», «NedvRf.ru», «Петербург Недвижимость», «MLSPRO», «Гипермаркет недвижимости Нижнего Новгорода и области», «Multilisting.su», «Вестум.ru», «REALTYPORT», «Sinels», «ДОМ БОНУС», «SPRAN.ru», «РОСРИЭЛТ», «Камелот», «КВАРТАЛ.РУС», «Remos», «ДомКлик», «CITYSTAR», «RuDos», «BEGETON», «LIVING», «REFORUM», «NOVOSTROY», «КВАДРАТ.РУ», «ЛОТ.РФ», «НЕАГЕНТ», «N1», «FARPOST», «Этажи», «Моя реклама», «НОВИКЕЛ», «Торг Обмен», «ONREALT», «Mosr.ru», «etown.ru», «ИМЛС», «КУПИПРОДАЙ».

 

РБК Исследования рынков Исследование рынка онлайн-классифайдов недвижимости Бесплатно
Материалы по теме
Статья, 26 июля 2021 РБК Исследования рынков Рационализация потребления в пандемию COVID-19 Эпидемия коронавируса оказала непосредственное влияние на покупательские привычки россиян, доходы которых в последние годы и без того сокращались, вынуждая их крайне рационально подходить к покупкам

Пандемия же привела к сложностям работы предприятий в большинстве отраслей и, как следствие, череде увольнений, сокращений заработной платы работников и т.д. Сыграл свою роль и очередной виток падения национальной валюты, что привело к росту цен на товары и услуги. «…Многие покупатели в этом году были вынуждены ограничиться покупкой всего одной пары обуви, а, значит, она должна быть удобной, практичной, подходящей на все случаи жизни. … Покупательские предпочтения, если и изменились, то, скорее, с точки зрения цены и осознанности выбора «цена-качество». К примеру, почти в два раза сократились покупки по кредитным продуктам, значит, люди не уверены в завтрашнем дне, нет ощущения стабильности. И большим спросом после пандемии пользовались коллекции прошлых сезонов, представленные со скидками», – поделился в интервью «РБК Исследования рынков» генеральный директор российской обувной компании «Юничел» Владимир Денисенко. 

Статья, 26 июля 2021 BusinesStat За 2016-2020 гг продажи свиных шкур в России выросли на 43,7%: с 78 до 112 тыс т. В последние годы рынок активно развивается, что связано с процессом импортозамещения.

По данным "Анализа рынка свиных шкур в России", подготовленного BusinesStat в 2021 г, в 2016-2020 гг спрос на них в стране вырос на 35,6%: с 212 до 287 тыс т. Характерной чертой рынка является то, что крупнейшие производители свиных шкур являются одновременно и крупными потребителями, поскольку их использование часто интегрировано в единые цепочки с производством колбасных изделий и мясных полуфабрикатов на мясоперерабатывающих предприятиях. Так, например колбасную продукцию, в составе которой указан «животный белок», можно легко найти у АПХ «Мираторг», ОАО «Группа «Черкизово», АО «ОМПК» и других. Кроме этого, свиная шкура на предприятиях России часто утилизируется как отходы производства, ее сбор и переработку осуществляют в основном только на крупных предприятиях мясной отрасли. За 2016-2020 гг доля внутризаводского потребления свиных шкур (включая утилизацию) в структуре спроса варьировала от 63,1% в 2016 г до 60,2% в 2020 г и в среднем за период составляла 61,6%.

Показать еще