Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
INFOLine, 11 августа 2020

Ограничительные меры в связи с пандемией COVID-19 приводят к дополнительным задержкам в обновлении рыболовного флота

Введение системы инвестиционных квот на вылов рыбы и краба сделало сегмент строительства судов рыбопромыслового флота одним из наиболее динамично развивающихся сегментов российского судостроения.

По данным исследования "Строительство краболовных судов в России. Итоги 2019 года. Перспективы строительства судов в 2020-2025 годах", подготовленного специалистами INFOLine, введение системы инвестиционных квот на вылов рыбы и краба сделало сегмент строительства судов рыбопромыслового флота одним из наиболее динамично развивающихся сегментов российского судостроения.

По состоянию на июнь 2020 года в рамках программы инвестиционных квот на российских верфях законтрактованы 78 рыболовных и краболовных судов. Промысловые компании уже начали получать первые построенные по этой программе суда: так, в конце 2019 года состоялась передача Рыболовецкому колхозу имени Ленина двух среднетоннажных траулеров-сейнеров проекта SK-3101R «Ленинец» и «Командор», построенных на АО «Прибалтийский судостроительный завод Янтарь», а еще один аналогичный траулер – «Ударник» – находится на испытаниях. Кроме того, в июне 2020 года компании «Антей» был передан первый построенный по инвестквотам на российской верфи краболов проекта 03070 «Русь» – судно было построено на ОАО «ЛСЗ «Пелла».

Первый опыт строительства рыболовных судов в рамках программы инвестквот выявил наличие ряда проблем, связанных с отсутствием опыта проектирования и строительства судов данного класса, необходимостью технической корректировки и доработки иностранных проектов под российские требования, действующими санкционными ограничениями на импорт необходимого рыболовного оборудования и отсутствием отечественных комплектующих, проблемой нехватки квалифицированных рабочих кадров. Данные факторы оказали негативное влияние на график строительства судов и привели к смещению сроков сдачи в среднем на год.

Дополнительное негативное влияние на срок сдачи судов оказали ограничительные меры в связи с пандемией COVID-19, в первую очередь связанные с невозможностью приезда иностранных поставщиков специализированного оборудования для проведения шеф-монтажных и пуско-наладочных работ. Так, в апреле 2020 года на АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» была намечена передача Рыболовецкому колхозу имени Ленина третьего, последнего в серии, траулера-сейнера проекта SK-3101R «Ударник», однако для старта и полноценного проведения ходовых испытаний необходим приезд иностранных специалистов.

Тем не менее, не смотря на все кризисные явления, в первом полугодии 2020 года были приняты и утверждены все окончательные решения о проектах и местах строительства новых краболовных судов, которые должны быть построены по условиям проведенных в 2019-2020 годах аукционов на квоты по вылову краба. Большую часть заказов получили верфи Северо-Запада и Приволжского федерального округа: на них размещены заказы на 20 судов, в то время как на верфях Дальнего Востока даже с учетом бюджетной поддержки будет построено 15 судов. Фактически краболовы строятся по 4 проектам: наибольшее количество судов (20 ед.) будет построено по проекту Damen 5712, разработанному ООО «Дамен Инжиниринг СПб», в т.ч. 17 живовозов пр. ССс5712LS и 3 процессора пр. 5712P. Семь судов будет построено по проектам 03140/03141, разработанным ООО «СК Викинг» совместно с ООО «КБ Прошип» и представляющие собой концепты краболова - живовоза и процессора. Пять краболовных судов будет построено по проекту МКС01, разработанному ООО «Морское Инженерное Бюро» совместно с Skipsteknisk (Норвегия) на базе проекта ST-184AS. ОАО «ЛСЗ «Пелла» построит три краболова-живовоза по проекту 03070: одно судно предназначено для ГК «Антей», два – для ООО «Островной-Краб».

Особое волнение у участников краболовной отрасли вызывает нерешенный вопрос о распределении квот на глубоководных крабов. По итогам трех проведенных аукционов (7-15 октября 2019 года, 28 февраля и 28 мая 2020 года), остались не разыгранными шесть лотов на добычу краб-стригуна ангулятос и краба-стригуна красного. На данные виды краба под инвестиционные цели в 2020 году отведены квоты в объеме 8,6 тыс. тонн (этот объем квот на июнь 2020 года выведен из промышленного освоения).

Непопулярность лова глубоководных крабов и отсутствие спроса на соответствующие квоты на аукционах обусловлены отсутствием накопленного опыта добычи (промышленное освоение глубоководных крабов ведется менее 20 лет), высокозатратностью такого лова, ограниченным рынком сбыта и длительным периодом окупаемости судов глубоководного лова (по оценкам срок окупаемости при условии обслуживания кредитов превышает 30 лет). Все это привело к тому, что в конце мая 2020 года на заседании Общественного совета при Росрыболовстве был поднят вопрос об исключении глубоководных крабов-стригунов из перечня видов, реализуемых на аукционах. А в июне Минсельхозом был подготовлен проект изменений в порядок распределения не реализованных на аукционах квот. Также, в июне 2020 года Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья направила обращение Президенту с просьбой принять безотлагательные меры по переводу не распределенных инвестиционных квот в квоты добычи в морских водах и как можно быстрее вернуть выпадающие объемы водных ресурсов в хозяйственный оборот. По различным оценкам, из-за неурегулированной ситуации с нераспределенными инвестиционными квотами бюджет может недополучить до 467 млн руб., 700 специалистов с опытом глубоководного промысла останутся без работы, а предприятия отрасли не получат около 39 млн долл. выручки.

INFOLine Обзор "Строительство краболовных судов в России. Итоги 2019 года. Перспективы строительства судов в 2020-2025 годах" 60 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще