Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
ROIF EXPERT, 10 июня 2020

За предкризисные годы рынок химической продукции в России вырос почти на 600 миллиардов рублей

Анализ товарных потоков показывает отсутствие координации в химической промышленности в химической промышленности России.

За период с 2015 по 2019 годы ежегодный объем потребления всей номенклатуры продукции химической промышленности в России увеличился на 595 миллиардов рублей в год. В натуральном выражении рост спроса несколько ниже (13,5%), что говорит об опережающем расширении рынков более дорогостоящей химической продукции, об этом свидетельствуют материалы обобщающего исследования «Рынок продукции химической промышленности в России: исследование и прогноз до 2024 г.», подготовленного маркетинговым агентством ROIF Expert в 2020 году.

Среди трех наиболее крупных по объемам производства и потребления групп химической продукции в среднесрочном периоде наибольший рост спроса отмечен в секторах органических и неорганических химических соединений — 26,8 и 16,4% соответственно. Напротив, спрос на самую массовую продукцию — минеральные удобрения — остался фактически на прежнем уровне (+0,3%).

Кстати, наиболее серьезный скачок спроса на рынке продукции химической промышленности в России в рамках прошедшей пятилетки произошел в сфере потребления поверхностно-активных веществ, моющих средств и смазочных материалов. Этот небольшой по объему сектор (2,3% рынка химической продукции) увеличился почти в 4,5 раза. Правда, переломным стал 2017 год. В прошлом году рост потребности в этой продукции составил всего 1,5%.

При рассмотрении структуры производства картина диаметрально противоположная. Самой быстрорастущей группой в рамках химпрома с стали минеральные удобрения, годовое производство которых за период 2016–2019 увеличилось на 47,4%. Выпуск продукции органической и неорганической химии рос медленнее увеличения спроса на рынках этих видов продукции.

Такие диспропорции между спросом и внутренним производством на рынке продукции химической промышленности в России покрывались за счет внешней торговли. В натуральном выражении росли и экспорт и импорт. Российская химическая промышленность формально остаётся эксопртоориентированной отраслью. Но если в 2015 году объём поставок продукции за рубеж превосходил импорт в 4 раза, то к к прошлому году пропорция постепенно сократилась до 3,7 раз. При экспорте в 54,2 миллиона тонн, на рынок химической продукции в России было поставлено из-за границы 14,5 миллионов тонн продукции.

Но в стоимостном выражении с 2016 года речь о положительном торговом балансе не идет. В 2019 году отечественные компании получили экспортную выручку в размере 23,5 миллиарда долларов США, при этом закупив товаров иностранного производства на 25,4 миллиарда долларов. Причиной таких диспропорций является разница в ценах. Одна тонна химической продукции импортного производства в среднем обходится в 4 раза дороже одной тонны российского экспорта. Дело в том, что около 64% отечественного экспорта — минеральные удобрения. Это самая дешевая группа на рынке продукции химпрома.

 

ROIF EXPERT Рынок продукции химической промышленности в России 2020: исследование и прогноз до 2024 г. 92 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 28 июля 2021 BusinesStat В 2020 г в России было продано 865 тыс драгоценных монет: на 35,7% больше, чем в 2016 г. Всплеск интереса к золотым инвестиционным активам, в том числе золотым монетам, связан со снижением процентных ставок по банковским депозитам.

По данным «Анализа рынка драгоценных монет в России», подготовленного BusinesStat в 2021 г, их продажи начиная с 2018 г ежегодно росли на 12,2-50,6% в год. В 2020 г в стране было продано 865 тыс шт драгоценных монет, что выше уровня 2016 г на 35,7%. В последние годы в России отмечается всплеск интереса к золотым инвестиционным активам, в том числе золотым монетам. В первую очередь, это связано со снижением процентных ставок по банковским депозитам, которые в настоящее время не покрывают даже уровень инфляции. Подстегнули интерес к монетам также экономический кризис и нестабильность на финансовых рынках, на фоне чего россияне стали искать иные инструменты для инвестирования. С точки зрения инвестиционных вложений у монет есть ряд преимуществ: отсутствие НДС и более высокая ликвидность по сравнению со слитками. Монеты можно реализовывать беспрепятственно широкому кругу физических и юридических лиц, в то время как потеря сертификата на слиток ставит под угрозу возможность его продажи.

Показать еще