Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
ROIF EXPERT, 17 апреля 2020

Рынок зерна в России: Экспорт обеспечивает равновесие рынка

За пять лет российский бизнес заработал на поставках зерна за границу более 37 миллиардов долларов. При этом экспорт является важным элементом регулирования ценовых рисков.

В первые два месяца 2020 года зафиксирован серьезный спад экспорта пшеницы из России. За этот период поставки на рынки других стран сократились на 21,5% и составили 791 миллион долларов. Впрочем, уже в марте тренд начал меняться. Это можно объяснить тем, что в условиях достаточно большого урожая 2019 года, российские фермеры не спешили продавать зерно, опасаясь падения цен. 

Тем не менее за пять лет экспорт с рынка зерна в России выросли на 28,3% и в прошлом году оценивались в 7,9 миллиарда рублей, , свидетельствуют результаты исследования «Рынок зерна в России: исследование и прогноз до 2024 г.», подготовленного маркетинговым агентством ROIF Expert.

Наибольшие выгоды от роста рынка зерна в России получили компании производители, которые традиционно размещаются на юге страны в Краснодарском, Ставропольском и Алтайском краях, Ростовской, Воронежской, Курской, Волгоградской и Орловской областях, а также в республике Татарстан. Так в прошлом году они обеспечивали  50,9% производства и за пять лет совокупно нарастили выпуск продукции на 8,06 миллиона тонн.

В целом внешнеэкономическая деятельность РФ по этому направлению характеризуется положительным сальдо по экспорту–импорту зерна. По состоянию на 2019 год данный показатель составил +38,88 миллиона тонн. Это говорит о высокой экспортной составляющей отрасли, так же как и тот факт, что поставки зерна за границу в 2019 году достигали 32,4% от собранного урожаяю.. 

Тем не менее, по итогам 2019 года экспортные поставки с рынка зерна в России сократились на 28,1% по сравнению с аналогичным показателем 2018 года. Это объясняется тем, что в начале позапрошлого года экспортера активно отправляли за рубеж значительные по объемам партии самого большого за последние годы урожая зерновых, который был собран в 2017 году.

Основные потребители отечественного зерна — Турция, Египет, Бангладеш, Иран и Азербайджан. Их доля которых по итогам 2019 года составила около 51% всего экспорта. Поставки по этим направлениям с рынка зерна в России обеспечили российским компаниям совокупную экспортную выручку в размере 4,1 миллиарда долларов США.

Стоит отметить, что ежегодные объемы производства зерна в России за период с 2015 по 2019 год увеличились на 15,1%, а рекордный урожай 2017 года 131,3 миллиона тонн. В этих условиях экспорт зерновых, в котором традиционно преобладают пшеница (около 80%), ячмень (10%) и кукуруза (около 8%), способствует стабилизации ценовой конъюнктуры внутри страны.

ROIF EXPERT Рынок зерна в России 2020: исследование и прогноз до 2024 г. 46 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 3 декабря 2021 РБК Исследования рынков Россияне стали заметно больше доверять качеству готовой кулинарии из супермаркетов Согласно результатам опроса, проведенного в рамках подготовки обзора «Российский рынок готовой кулинарии 2021», с января по июль 2021 года 24,7% респондентов отказывались от покупки готовых блюд в супермаркетах.

С 2019 года данный показатель снизился на 4,7 процентных пункта. Подвижки к позитивному восприятию кулинарии россиянами отражаются не только в росте доли покупателей готовых блюд, но и в изменении уровня популярности причин отказа от покупки подобной продукции. Так, существенно снизилась доля потребителей, не доверяющих качеству кулинарии. Если в июле 2020 года данный фактор был самым весомым, то в июле 2021 года он оказался не так актуален – доля опрошенных, указавших его как причину отказа от покупки, снизилась с 54,6% до 43,9%. Меньшее влияние на выбор потребителей стали оказывать и мнения о том, что готовые блюда невкусные или вредят здоровью. Так, доли респондентов, назвавших эти причины, по сравнению с 2020 годом снизились соответственно с 22,4% до 16,1% и с 14,6% до 10,5%. 

Показать еще