Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
INFOLine, 17 января 2020

На конец 2019 года совокупная площадь распределительных центров TOP-100 крупнейших сетей превысит 8 млн кв.м.

До 40% всех площадей РЦ приходится на X5 Retail Group (торговые сети Перекресток, Карусель, Пятерочка) и Магнит.

По данным исследования "INFOLine Retail Russia TOP-100. Итоги 2018 года. Тенденции 2019 года. Прогноз до 2021 года", подготовленного специалистами INFOLine, в управлении 100 крупнейших сетей России находится порядка 410 распределительных центров совокупной площадью более 7 млн кв. м., а по итогам 2019 г. совокупная площадь РЦ может превысить 8 млн кв. м.

До 40% всех площадей РЦ приходится на X5 Retail Group (торговые сети Перекресток, Карусель, Пятерочка) и Магнит. При этом, уровень централизации поставок компании "Магнит" в 2018 году увеличился до 89% с 88%, а в I кв. 2019 г. еще на 1 п.п. до 90%. В планах компании повысить его до 91%. Уровень централизации поставок X5 Retail Group в 2018 году вырос на 2 п.п. до 95%, а в I кв. 2019 г. сократился до 93% (в связи с закрытием одного РЦ в ЦФО).

В результате сделки по объединению сетей «Красное&Белое», ГК «Дикси» и «Бристоль», завершившейся в сентябре 2019 г., объединенный холдинг «ДКБР Мега Ритейл Групп Лимитед» по совокупной площади РЦ опередил Ашан и Ленту и вышел на третье место в рейтинге торговых сетей по общей площади РЦ.

Крупнейшие ритейлеры продолжают развитие логистики и наращивают складские площади, причем все чаще предпочитают строить РЦ «под себя», нежели арендовать уже существующие площади: одним из развивающихся трендов на рынке складского строительства является строительство РЦ по схеме built-to-suit. Международные ритейлеры в России продолжают вводить логистические объекты, площадь которых существенно больше, чем в среднем в других странах, а зачастую эти объекты являются крупнейшими в Европе или в мире.

В июле 2019 г. был осуществлен ввод в эксплуатацию третьей очереди распределительного центра IKEA в Московской области, строительство которой велось с сентября 2016 года, а инвестиции составили более 8 млрд руб. РЦ стал одним из крупнейших (370 тыс. кв. м) и самых высокотехнологичных складских комплексов на территории Европы.

В октябре 2019 г. лидирующий на российском рынке DIY ритейлер Leroy Merlin объявил о вводе в эксплуатацию крупнейшего распределительного центра «Северная звезда» общей площадью 140 тыс. кв.м, построенного по схеме built-to-suit в Московской области.

Кроме централизации поставок товаров в магазины, снижения расходов на организацию процессов приемки и транспортировки, сокращения товарных запасов в магазине и расходов на их обслуживании, получения дополнительной маржи в рамках договора с поставщиками за счет оказания логистических услуг РЦ обеспечивают эффективную реализацию омниканальной модели бизнеса и развитие онлайн продаж: наблюдающаяся в 2018-2019 гг. активизация ритейлеров в области наращивания складских площадей связана как с ростом востребованности со стороны online ритейлеров складских помещений для собственных РЦ так и развитием offline ритейлерами направления online каналов продаж.

В связи с выходом на рынок фулфилмента крупнейшие интернет-магазины и маркетплейсы Wildberries, Ozon, Беру! существенно расширили площади своих распределительных центров:

В мае 2019 г. компания Яндекс Маркет арендовала свыше 55 тыс. кв. м. в двух логистических комплексах в Московской области для маркетплейса «Беру!». В первом -аренда 40 тыс. кв. м с возможностью расширения до 100 тыс. кв. м, во втором – 15 тыс. кв. м, с возможностью расширения до 51 тыс. кв. м.

В августе 2019 г. в Московской области была запущена вторая очередь РЦ одного из крупнейших и быстро развивающихся online ритейлеров России – Wildberries. В результате ввода в эксплуатацию нового распределительного центра общей площадью более 145 тыс. кв. м компания может выйти на шестое место по площади РЦ среди крупнейших сетей FMCG и Non-Food и на второе место среди торговых сетей Non-Food. В планах ритейлера открытие двух распределительных центров площадью по 50 тыс. кв. м в Казахстане, а также выход на рынок Европы, в рамках которого планируется строительство РЦ в Словакии.

С целью реализации планов по обеспечению роста продаж складские площади online ритейлера Ozon выросли к концу в 2019 г. в 2,5 раза: с 80 тыс. до 200 тыс. кв. м. По планам, к 2023 году фулфилмент-площади могут достигнуть 1 млн кв. м.

Расширение складских площадей стимулирует региональная экспансия федеральных сетей (особенно сетей FMCG при выходе в регионы Урала и Сибири), для которых открытие региональных РЦ обеспечивает не только традиционный комплекс позитивных факторов, но и возможность адаптации ассортимента под потребности покупателей за счет увеличения доли местного ассортимента и локальных поставщиков.

INFOLine "INFOLine Retail Russia ТOP-100. Итоги 2018 года. Тенденции 2019 года. Прогноз до 2021 года". Расширенная версия 100 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще