Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
INFOLine, 6 ноября 2019

В 2018-2019 годах изменилась парадигма потребительского рынка и розничной торговли в России.

После глубокого падения спроса и доходов населения в 2015-2016 годах и стагнации в 2017 году многие торговые сети не выдержали усилившейся ценовой конкуренции, не смогли адаптироваться к изменению пок

По данным исследования "INFOLine Retail Russia TOP-100. Итоги 2018 года. Тенденции 2019 года. Прогноз до 2021 года", подготовленного специалистами INFOLine, В 2018-2019 годах изменилась парадигма потребительского рынка и розничной торговли в России. После глубокого падения спроса и доходов населения в 2015-2016 годах и стагнации в 2017 году многие торговые сети не выдержали усилившейся ценовой конкуренции, не смогли адаптироваться к изменению покупательского поведения, в связи с чем сократили объемы продаж, закрыли ставшие нерентабельными торговые объекты или свернули розничный бизнес, сконцентрировавшись на управлении портфелем объектов недвижимости. При этом некоторые ретейлеры, которые были лидерами в своих сегментах (например, ТД "Центробувь"), вообще прекратили операционную деятельность и покинули рынок.

В 2018-2019 годах наблюдается восстановление розничной торговли, которое происходит вопреки продолжающемуся сокращению реальных располагаемых доходов населения и в значительной степени обусловлено ростом объемов потребительского кредитования.

Покупатели изменили модель поведения со сберегательной на "бережливое потребление", для которой характерны:

эффективное планирование покупок и снижение интереса к розничным форматам с высокой долей импульсных покупок (в первую очередь к гипермаркетам);

рост доли покупок, осуществляемых online (в том числе в зарубежных маркетплейсах);

более частое и активное сравнивание цен (включая специальные online-сервисы);

использование банковских карт и сервисов cashback;

усиление фокуса на скидках и специальных промопредложениях.

Рациональность стала важным фактором покупательского поведения как для малообеспеченных слоев населения с высоким уровнем долговой нагрузки, так и для представителей среднего класса и обеспеченных покупателей.

При этом на протяжении 2014-2019 годов продолжалось увеличение уровня промоактивности крупнейших сетей: по итогам 2019 года на продажи в рамках маркетинговых мероприятий пришлось более 50% выручки сетей в современных форматах без учета СТМ и небрендированных товаров. Таким образом, ритейлеры и поставщики загнали себя в так называемую "ловушку промо".

Из-за стремления покупателей экономить время и из-за роста спроса на кулинарную продукцию происходит сближение розничной торговли и общественного питания. Крупнейшие ретейлеры FMCG активно развивают онлайн-продажи и производство кулинарной продукции (в первую очередь за счет строительства высокотехнологичных фабрик-кухонь), а заведения общепита все больше ориентируются на доставку и переходят к концепции dark kitchen.

Эти изменения формируют масштабные вызовы для государственного регулирования — в части обновления давно устаревших СанПиНов розничной торговли и общественного питания. Покупателям нужно дать гарантии безопасности пищевых продуктов в условиях диверсификации каналов продаж и развития дистанционной торговли (с использованием курьерской доставки и вендинговых аппаратов). Одновременно необходимо добиться снижения коррупционных рисков и избыточного давления на бизнес со стороны контрольно-регулирующих органов.

По уровню проникновения интернета и мобильных устройств Россия в 2014-2019 годах совершила настоящий прорыв и теперь не уступает большинству развитых стран Европы и Азии. Однако доля онлайн-продаж на розничном рынке Non-Food все еще не достигает даже 10%, а по продовольственным товарам она и вовсе менее 0,2%. Эти цифры свидетельствуют о потенциале двукратного роста доли электронной коммерции для Non-Food и как минимум на порядок – для продовольственных товаров. Ретейлерам приходится ускоренными темпами завершать переход к омниканальной модели взаимодействия с покупателем.

INFOLine "INFOLine Retail Russia ТOP-100. Итоги 2018 года. Тенденции 2019 года. Прогноз до 2021 года". Расширенная версия 100 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще