Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
INFOLine, 6 сентября 2019

За I полугодие 2019 г. в России было построено около 30 крупных судов совокупным тоннажем более 140 тыс. тонн

В I пол. 2019 г. судостроительные предприятия России построили 26 гражданских судов и 5 крупных военных кораблей (учтены суда и корабли тоннажем более 50 тонн).

По данным исследования "Заказы на строительство судов на верфях РФ: Итоги 2018-2019 годов", подготовленного специалистами INFOLine, в I пол. 2019 г. судостроительные предприятия России построили 26 гражданских судов и 5 крупных военных кораблей (учтены суда и корабли тоннажем более 50 тонн).

Наиболее крупными выполненными военными заказами (как по стоимости, так и по тоннажу) стали малое гидрографическое судно проекта 19910 «Александр Рогоцкий», строительство которого велось с 2015 г. на ОАО «Благовещенский судостроительный завод», и патрульный катер открытого моря пр. 22160 «Дмитрий Рогачев», переданный АО «Зеленодольский завод им. A.M. Горького» в июне 2019 г.

В сфере гражданского судостроения наиболее значимым событием стала окончательная передача АО «Балтийский завод» заказчику АО «Концерн Росэнергоатом» плавучего энергетического блока (ПЭБ«Академик Ломоносов». Строительство и испытания блока длились более 10 лет, плавучая атомная теплоэлектростанция будет эксплуатироваться в г. Певек Чукотского автономного округа.

Более 60% суммарного тоннажа сданных в I пол. 2019 г. гражданских судов (или 18% суммарной стоимости) пришлось на ПАО «Завод Красное Сормово» и АО «Окская судоверфь», выполняющими заказы на серийно строящиеся суда. ПАО «Завод Красное Сормово» (входит в АО «ОСК») завершила строительство серии из 4 ед. сухогрузов пр. RSD 59 для ООО «СК Идель». АО «Окская судоверфь» передала ООО «Пола Райз» восьмую в серии несамоходную нефтеналивную баржу «Белмакс 8», а также ООО «Димар Фрахт» первые четыре сухогруза пр. RSD 32M (Навис-1, Навис-2, Навис-3 и Навис-4). К концу 2019 г. планируется завершить строительство всей серии из 8 ед.

Отечественная судостроительная отрасль по итогам 2019 года продемонстрирует рост по сравнению с 2018 годом: будет сдано около 150 гражданских и военных судов (+17%, 2018 г. – 130 ед.) совокупным тоннажем порядка 500 тыс. тонн (+66%, 2018 г. – 302,4 тыс. тонн) и стоимостью около 240 млрд руб. (+45%, 2018 г. – 167 млрд руб.).

До конца 2019 г. ожидается передача ВМФ РФ головной атомной подводной лодки пр. 955А Борей -А (09552) – «Князь Владимир» (строительство ведется на АО «ПО Севмаш»), фрегата пр. 22350 «Адмирал Флота Советского Союза Касатонов», морского буксира пр. 23120 «Всеволод Бобров», корвет пр. 20385 «Гремящий» (строительство ведется на ПАО «Судостроительный завод Северная верфь») и др. На АО «Дальневосточный завод Звезда» должен быть достроен плавучий док пр. 23380 тоннажем 43 тыс. тонн, предназначенный для обслуживания подводных лодок нового поколения.

В сфере гражданских судов во II пол. 2019 г. должно завершиться строительство первых рыболовных судов, строящихся по инвестквотам. Так, до конца года АО «Прибалтийский судостроительный завод Янтарь» должен передать Рыболовецкому колхозу им. Ленина три траулера-сейнера пр. SK-3101R; ОАО «ЛСЗ Пелла» траулер пр. 03095 «Андромеда» группе компания «Мурмансельдь 2» и др.

Среди серийных проектов ожидается выполнение НАО «Судостроительный завод Лотос» заказа на строительство двух танкеров-химовозов для ООО «Волготранс» и двух барж пр. 7514 для ФГБУ «Морспасслужба»; ПАО «Завод Красное Сормово» - первых трех из 11 законтрактованных сухогрузов пр. RSD 59 для ПАО «ГТЛК»; ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод» - четырех буксиров-спасателей пр. MPSV12 для ФГУ Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта.

INFOLine "Заказы на строительство судов на верфях РФ: Итоги 2018-2019 годов" 90 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 23 января 2020 Компания "Строительная информация" Рынок вододисперсионных лакокрасочных материалов Рост рынка вододисперсионных ЛКМ строительного назначения составил 4% в натуральном выражении. В деньгах рынок вырос на 2%.

По данным исследования, проведенного компанией «Строительная информация», в сегменте вододисперсионных ЛКМ по итогам первого полугодия 2019 года отмечен рост рынка на 4%. По предварительной оценке, по году в целом темп прироста не увеличится, по сравнению с 2018 годом прирост останется на уровне 3-4%.
Емкость рынка водных ЛКМ по итогам 2019 года в натуральном выражении можно оценить на уровне 930-940 тыс. тонн. Стоимостная оценка рынка текущего года порядка 169 млрд. рублей. В следующем году в натуральном выражении можно ожидать рост рынка на те же 3-4%. При этом вряд ли рынок в деньгах в 2020 году вырастет пропорционально тоннажу. С учетом перераспределения структуры потребления в сторону более дешевых продуктов внутри групп материалов, а также пусть небольшого, но все-таки снижения доли более дорогих импортных материалов, в деньгах рынок водных ЛКМ в 2020 году увеличится приблизительно на 2%.
Динамика выпуска и потребления в отдельных товарных группах не одинакова – с более высоким, чем в целом по рынку темпом росли продажи готовых шпатлевок и грунтовок, наименьший темп прироста зафиксирован применительно к краскам, лакам, антисептикам.

Статья, 17 января 2020 INFOLine Правительство утвердило Стратегию развития судостроительной отрасли до 2035 года В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники.

По данным исследования "Судостроительная промышленность России. Итоги 2018 года. Прогноз до 2025 года", подготовленного специалистами INFOLine, 29 октября на портале Правительства РФ опубликован текст стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года. Стратегия призвана стать ключевым целеполагающим документом отрасли и содержит опорные показатели для гражданского судостроения, военного кораблестроения и смежных направлений машино- и приборостроения. Однако, зафиксированные программой целевые показатели явно не предполагают существенного роста отрасли и скорее близки к умеренно-консервативному прогнозу развития.
В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники (водоизмещением более 80 тыс. тонн) ежегодно в период до 2025 года и менее 20 единиц – в 2025-2035 гг., что в целом соответствует консервативному сценарию развития отрасли, заложенному в этой же Стратегии. Эти показатели не только существенно занижены относительно индикаторов, которые были заявлены в проекте данной Стратегии в 2018 году, но и отстают от уже сформированной сдаточной программы отечественных верфей. Так, по итогам января-октября 2019 года российские верфи уже сдали 37 судов, еще около 20 судов находятся в высокой стадии готовности и должны быть сданы до конца года. То есть ожидаемый объем строительства гражданской морской техники в 2019 году составляет 55-60 судов при целевом индикаторе всего 33 судна. Аналогичная ситуация наблюдается по показателям 2020 года. Целевые показатели 2021-2025 гг. более-менее соответствуют анонсированной сдаточной программе, однако к этому времени, скорее всего, будут законтрактованы дополнительные суда, и фактические объемы строительства вновь обгонят заложенные индикаторы. При этом целевой и инновационный сценарии развития отрасли предполагают гораздо большие объемы гражданского судостроения, однако полностью «оторваны» от опорных индикаторов Стратегии, из чего можно сделать вывод – авторы документа больше склонны верить в реализацию именно консервативного сценария, или же индикаторы занижены, чтобы снизить вероятность их невыполнения.
Стратегия также закладывает значительное увеличение доли гражданской морской техники в судостроении – к 2035 году данный показатель в денежном выражении должен достичь почти 90%, причем наиболее активный рост запланирован на 2025-2030 гг. С учетом отсутствия роста плановых натуральных показателей гражданского сегмента в этот период (и даже нейтрально-негативную динамику относительно текущих уровней), Минпромторг делает ставку на развитие высокотехнологичных направлений гражданского судостроения – то есть отрасль должна от количества к качеству и, сохранив физические объемы строительства и увеличив выпуск в денежном выражении почти в семь раз к 2035 году (для военного кораблестроения рост в денежном выражении должен составить только 1,5 раза). Таким образом, в Стратегии закреплена цель на опережающее развитие гражданского сегмента, что в целом соответствует риторике руководства Минпромторга и АО «ОСК».
Следует отметить, что в проекте Стратегии редакции 2018 года в перечень целевых индикаторов также входили натуральные показатели в сфере строительства военного кораблестроения: так, до 2030 года планировалось построить более 530 плавстредств, а рост объема строительства в денежном выражении должен был составить 168%. При этом в итоговой редакции Стратегии натуральные показатели военного кораблестроения в качестве индикаторов исключены, а динамика данного сегмента занижена до 138% к 2030 году.
Также Стратегия затрагивает такой важный аспект развития судостроения как локализации и импортозамещение судового оборудования и электронной компонентной базы (отметим, что в первоначальный проект Стратегии данный индикатор не входил). Минпромторг планирует увеличить уровень локализации в данной сфере до 75% к 2035 году, причем преимущественно за счет кооперации. Среди мероприятий, призванных помочь отрасли добиться данных целей, в документе заложены разработка дорожной карты по импортозамещению и локализации судового комплектующего оборудования, создание центра компетенций судового оборудования и производственных мощностей на базе ГЧП по отдельным направлениям судового машиностроения, а также формирование системы мониторинга и контроля качества судового оборудования и развитие системы продвижения и продаж отечественного оборудования.
Еще одной целью является постепенное снижение влияния государства на отрасль: так, с 2022 года постепенно должен начать снижаться объем государственных инвестиций в основной капитал верфей и проектных компаний (цель – к 2035 году добиться снижения этого показателя до 60% относительно 2018 года), а доля выпуска продукции частных компаний к 2035 году должна вырасти с 30% до 50%.
Таким образом, утвержденная Стратегия в целом в целом отражает текущий курс Минпромторга и АО «ОСК» по развитию отрасли, а также содержат ряд инструментов, потенциально способных хотя бы частично решить актуальные проблемы отрасли (в первую очередь – в сферах развития компонентной базы, поддержки и развития стендовой испытательной базы). Однако в своих целях Стратегия ориентирована на движение по консервативному сценарию развития отрасли, а ее целевые индикаторы явно занижены для облегчения их достижения. Все это уже на первых этапах реализации может дискредитировать Стратегию и создать видимость заведомо безуспешной деятельности.
 

Показать еще