Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
INFOLine, 6 сентября 2019

По итогам I пол. 2019г. объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», вырос на 0,1 %—до 3542,8 млрд руб

В фактических ценах объем работ увеличился на 21,2 % (по итогам I пол. 2018 г. наблюдался рост на 5,1%).

По данным исследования "Строительная отрасль России. Итоги 2018 года и тенденции 2019 года. Перспективы развития до 2021 года", подготовленного специалистами INFOLine, по итогам I пол. 2019г. объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», вырос по сравнению с I пол. 2018 г. в сопоставимых ценах на 0,1 %—до 3542,8 млрд руб. В фактических ценах объем работ увеличился на 21,2 % (по итогам I пол. 2018 г. наблюдался рост на 5,1%). По итогам 2018 г. объем работ по виду деятельности «Строительство» составил 8386 млрд руб. (в сопоставимых ценах рост на 5,3 %). В фактических ценах объем работ в 2018 г. увеличился на 10,7 % (по итогам 2017 г. наблюдался рост на 4,7%). Лидерство по объему строительных работ в I пол. 2019 г. сохранил Московский регион, доля которого составила 17,2 % (доля ЦФО по итогам I пол. 2019 г. составила 26,2%).

За I пол. 2019 г. в России было введено в эксплуатацию более 50,9 млн кв. м жилых и нежилых зданий и помещений, что на 4,75 % выше уровня I пол. 2018 г. В эксплуатацию введено 30,1 млн кв. м жилой площади в многоквартирных и жилых домах, построенных населением, что на 3,7 % больше уровня I пол. 2018 г.

Первое место в рейтинге застройщиков в 2018 г. заняла ГК «ПИК» (1980 тыс. кв. м), 2-е и 3-е - «Группа ЛСР» (888 тыс. кв. м) и Setl Group (593 тыс. кв. м). В 2018г., несмотря на общее снижение объемов ввода массового жилья, доля TOP-10 крупнейших застройщиков в структуре ввода массового жилья сократилась до 12,4 %, что обусловлено сокращением ввода тройкой лидеров.

Ввод нежилых зданий вырос на 5,6% до 11,1 млн кв. м (против 10,5 млн кв. м в I пол. 2018 г.). При этом в большинстве сегментов нежилой недвижимости, кроме коммерческих (рост на 54,2 %) и промышленных объектов (рост на 24,2%), наблюдалась отрицательная динамика. Так, ввод объектов здравоохранения снизился почти на 14,7 %, учебных—на 23 %, сельскохозяйственных—на 22,4 %, прочих—на 18,4 %.

Инвестиционные проекты на начальных стадиях строительства ТРЦ «Планета» в Перми, ТРЦ «ГОРОД Косино» в Москве, ТЦ в жилом комплексе «Солнечный город» В Санкт-Петербурге, 2-я очередь Галерея на ул. Радищева в Екатеринбурге, ТРЦ «Саларис» в Москве, ТЦXL Family Outlet в Московской области, ТРЦ «Автозаводец» в Нижнем Новгороде, LAVANDA mall в Севастополе.

По данным ФСГС, объем производства конструкций из черных металлов (до 2017г.—код ОКПД 28.11.10, с 2017 г.—код ОКПД 225.11.23) по итогам I пол. 2019 г. снизился на 11 % до 2,31 млн т. Производство металлопродукции строительного назначения в номенклатуре INFOLine составило около 1,7 млн тонн (на 5 % ниже уровня аналогичного периода 2018г.).

По состоянию на начало III кв. 2019 г. средняя цена производителей на металлоконструкции осталась практически на уровне IV кв. 2018 г. составляет около 97 тыс. руб. за тонну. При этом по сравнению с концом 2017 г., текущий уровень цен выше на 11 %.

По оценкам, основанным на анализе активности строительного сектора и предварительных результатах работы крупнейших производителей, производство строительных металлоконструкций по итогам I пол. 2019 г. демонстрирует умеренно-негативную динамику относительно уровня I пол. 2018 г.: снижение на 5 % до уровня около 950 тыс. тонн.

INFOLine "Строительная отрасль России. Итоги 2018 года и тенденции 2019 года. Перспективы развития до 2021 года" 150 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 17 января 2020 INFOLine Правительство утвердило Стратегию развития судостроительной отрасли до 2035 года В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники.

По данным исследования "Судостроительная промышленность России. Итоги 2018 года. Прогноз до 2025 года", подготовленного специалистами INFOLine, 29 октября на портале Правительства РФ опубликован текст стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года. Стратегия призвана стать ключевым целеполагающим документом отрасли и содержит опорные показатели для гражданского судостроения, военного кораблестроения и смежных направлений машино- и приборостроения. Однако, зафиксированные программой целевые показатели явно не предполагают существенного роста отрасли и скорее близки к умеренно-консервативному прогнозу развития.
В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники (водоизмещением более 80 тыс. тонн) ежегодно в период до 2025 года и менее 20 единиц – в 2025-2035 гг., что в целом соответствует консервативному сценарию развития отрасли, заложенному в этой же Стратегии. Эти показатели не только существенно занижены относительно индикаторов, которые были заявлены в проекте данной Стратегии в 2018 году, но и отстают от уже сформированной сдаточной программы отечественных верфей. Так, по итогам января-октября 2019 года российские верфи уже сдали 37 судов, еще около 20 судов находятся в высокой стадии готовности и должны быть сданы до конца года. То есть ожидаемый объем строительства гражданской морской техники в 2019 году составляет 55-60 судов при целевом индикаторе всего 33 судна. Аналогичная ситуация наблюдается по показателям 2020 года. Целевые показатели 2021-2025 гг. более-менее соответствуют анонсированной сдаточной программе, однако к этому времени, скорее всего, будут законтрактованы дополнительные суда, и фактические объемы строительства вновь обгонят заложенные индикаторы. При этом целевой и инновационный сценарии развития отрасли предполагают гораздо большие объемы гражданского судостроения, однако полностью «оторваны» от опорных индикаторов Стратегии, из чего можно сделать вывод – авторы документа больше склонны верить в реализацию именно консервативного сценария, или же индикаторы занижены, чтобы снизить вероятность их невыполнения.
Стратегия также закладывает значительное увеличение доли гражданской морской техники в судостроении – к 2035 году данный показатель в денежном выражении должен достичь почти 90%, причем наиболее активный рост запланирован на 2025-2030 гг. С учетом отсутствия роста плановых натуральных показателей гражданского сегмента в этот период (и даже нейтрально-негативную динамику относительно текущих уровней), Минпромторг делает ставку на развитие высокотехнологичных направлений гражданского судостроения – то есть отрасль должна от количества к качеству и, сохранив физические объемы строительства и увеличив выпуск в денежном выражении почти в семь раз к 2035 году (для военного кораблестроения рост в денежном выражении должен составить только 1,5 раза). Таким образом, в Стратегии закреплена цель на опережающее развитие гражданского сегмента, что в целом соответствует риторике руководства Минпромторга и АО «ОСК».
Следует отметить, что в проекте Стратегии редакции 2018 года в перечень целевых индикаторов также входили натуральные показатели в сфере строительства военного кораблестроения: так, до 2030 года планировалось построить более 530 плавстредств, а рост объема строительства в денежном выражении должен был составить 168%. При этом в итоговой редакции Стратегии натуральные показатели военного кораблестроения в качестве индикаторов исключены, а динамика данного сегмента занижена до 138% к 2030 году.
Также Стратегия затрагивает такой важный аспект развития судостроения как локализации и импортозамещение судового оборудования и электронной компонентной базы (отметим, что в первоначальный проект Стратегии данный индикатор не входил). Минпромторг планирует увеличить уровень локализации в данной сфере до 75% к 2035 году, причем преимущественно за счет кооперации. Среди мероприятий, призванных помочь отрасли добиться данных целей, в документе заложены разработка дорожной карты по импортозамещению и локализации судового комплектующего оборудования, создание центра компетенций судового оборудования и производственных мощностей на базе ГЧП по отдельным направлениям судового машиностроения, а также формирование системы мониторинга и контроля качества судового оборудования и развитие системы продвижения и продаж отечественного оборудования.
Еще одной целью является постепенное снижение влияния государства на отрасль: так, с 2022 года постепенно должен начать снижаться объем государственных инвестиций в основной капитал верфей и проектных компаний (цель – к 2035 году добиться снижения этого показателя до 60% относительно 2018 года), а доля выпуска продукции частных компаний к 2035 году должна вырасти с 30% до 50%.
Таким образом, утвержденная Стратегия в целом в целом отражает текущий курс Минпромторга и АО «ОСК» по развитию отрасли, а также содержат ряд инструментов, потенциально способных хотя бы частично решить актуальные проблемы отрасли (в первую очередь – в сферах развития компонентной базы, поддержки и развития стендовой испытательной базы). Однако в своих целях Стратегия ориентирована на движение по консервативному сценарию развития отрасли, а ее целевые индикаторы явно занижены для облегчения их достижения. Все это уже на первых этапах реализации может дискредитировать Стратегию и создать видимость заведомо безуспешной деятельности.
 

Показать еще