Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
Альянс Консалтинг, 4 мая 2018

Финансовый анализ на рынке консалтинговых услуг: качественная оценка

Статья раскрывает основные характеристики и особенности реализации финанализа на рынке консалтинговых услуг. Описаны основные виды работ и инструменты, тенденции и способы повышения качества услуг.

Финансовый анализ как консалтинговая услуга выступает одним из ключевых инструментов, предназначенных для оценки состояния и эффективности использования экономического потенциала организации, а также принятия управленческих решений в отношении оптимизации ее деятельности. На основе результатов финансового анализа возможно определить, как факторы роста, позволяющие увеличить стоимость бизнеса, так и выявить существующие риски и угрозы, возникающие в ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

С целью определения качества предложения данной услуги на рынке финансового консалтинга, проведен анализ качественных характеристик услуги посредством количественных методов, основным из которых являлось порядковое шкалирование данных, позволяющее оценить характерные черты объекта исследования в относительной степени.
В состав исследования вошли 15 компаний, специализирующихся на предоставление консалтинговых услуг в сфере финансов и раскрывающих информацию о формате и методах проведения финансового анализа.
Параметрами оценки выступали:
       • состав работ, в рамках финансового анализа;
       • инструменты, используемые в ходе финансового анализа.
В ходе исследования определены аналитические процедуры, формирующие состав работ финансового анализа (см. Рисунок 1).
По итогам оценки частоты использования аналитических процедур при проведении финансового анализа, определен базовый состав работ, в который вошли аналитические процедуры с 100% частотой их использования компаниями, включенными в состав исследования. Базовый состав работ включает в себя такие аналитические процедуры как:
      1. структурный анализ:
       • анализ структуры баланса;
       • анализ структуры активов;
       • анализ источников финансирования;
       2. детерминированный анализ:
       • факторный анализ;
       • анализ в разрезе направлений деятельности;
       3. нормативный анализ:
       • анализ соответствия общепризнанным нормативам;
       • анализ соответствия бюджетному плану;
       4. коэффициентный анализ:
       • анализ ликвидности;
       • анализ финансовой устойчивости;
       • анализ рентабельности;
       • анализ деловой активности;
       • анализ платежеспособности.
Также выявлены аналитические процедуры, предлагаемые к выполнению при проведении финансового анализа не всеми консалтинговыми компаниями, вошедшими в исследование.
Так наиболее редко компании включают в состав работ такие процедуры как:
       • анализ рыночной стоимости – всего 27% компаний включают в состав работ;
       • бенчмаркинг – 53% компаний включают в состав работ;
       • анализ денежных потоков – 53% компаний включают в состав работ;
С большей частотой – 73% компаний, в состав работ при проведении финансового анализа включают такие процедуры как прогнозирование финансового положения и анализ банкротства.
С целью определения причин не включения ряда аналитических процедур в базовый состав работ при проведении финансового анализа, осуществлен анализ пакетов услуг консалтинговых компаний, вошедших в состав исследования. Выявлено, что аналитические процедуры, характеризующиеся низкой частотой использования в структуре работ при проведении финансового анализа, включены в состав работ прочих финансовых услуг, таких как оценка бизнеса, оптимизация, реинжиниринг и прочие.
Следует отметить, что включение аналитических процедур, предложение по которым ограничено, будет является конкурентным преимуществом для компании, работающей на рынке финансового консалтинга. Повышение конкурентоспособности в данном случае будет обеспечено предоставлением качественного и комплексного предложения, без ориентации на формирование доли неудовлетворенного спроса по итогам финансового анализа с целью создания дополнительного спроса на прочие финансовые услуги.
Наряду с оценкой состава работ, был проведен анализ инструментов и определена частота их использования в рамках проведения финансового анализа компаниями, вошедшими в исследование.
Так определены основные инструменты, используемые в ходе финансового анализа и инструменты, выступающие в качестве надстройки, предложение по которым ограничено. (см. Рисунок 2).
Основными инструментами, частота использования которых в рамках финансового анализа составляет 100% являются:
       • агрегирование и формализация отчётности;
       • вертикальный и горизонтальный анализ баланса;
       • коэффициентный анализ;
       • ретроспективный анализ;
       • метод сводки и группировки;
       • метод балансовой увязки;
       • сравнительный анализ;
       • план-фактный анализ.
Также определены инструменты, предложение которых ограничено в рамках данной услуги. К таким инструментам относятся:
       • корреляционный анализ – 27% компаний используют при проведении финансового анализа;
       • факторный анализ – 67% компаний используют при проведении финансового анализа;
       • прогнозирование трендов – 73% компаний используют при проведении финансового анализа.
Следует отметить, что факторный анализ как аналитическая процедура является базовой аналитической процедурой, т.е. частота использования составляет 100%, однако, в качестве инструмента факторный анализ используется в 67% компаний. Данная тенденция обусловлена разграничением понятий. Факторный анализ как аналитическая процедура подразумевает под собой анализ факторов влияния через анализ параметров, вошедших в состав расчетной формулы того или иного аналитического показателя, включенного в состав финансового анализа. Факторный анализ как инструмент подразумевает выстраивание глубоких причинно-следственных связей между показателями оценки с использованием эконометрических методов, что повышает эффективность и комплексность финансового анализа как консалтинговой услуги.
Ограниченность предложения ряда инструментов обусловлена необходимостью применения качественных эконометрических моделей, которые у ряда компаний, вошедших в выборку исключены из услуги финансового анализа.  При этом, использование данных инструментов позволяет сформировать более полное и качественное предложение относительно субъектов конкурентной среды.
Таким образом, выявленные тенденции, сформировавшиеся на рынке консалтинговых услуг в сфере финансов, свидетельствуют о возможностях расширения состава работ и инструментов, заложенных в услугу. Сегодня наибольшую актуальность приобретает финансовый анализ, который включает в себя не только описание текущего финансового состояния компания, но и инструменты, позволяющие выявить глубокие причинно-следственные связи и спрогнозировать тренды развития компании посредством использования эконометрических методов. Во-первых, учет данной потребности при формировании комплекса работ повысит конкурентные преимущества компании, предлагающей данную услугу, за счет повышения качества реализации. Во-вторых, позволит компании-заказчику получить рабочий инструмент, использование которого будет возможно в текущей деятельности для формирования антикризисных мер в сложившихся экономических условиях.