www.rbcnews.comwap.rbc.ruсделай rbc.ru стартовой
!

  Ссылки по теме




Генеральный партнер:

Государственный Университет Управления



Официальный спонсор:

Тренинг Медиа
Ernst & Young
Участники:

ВШКУ АНХ  при правительстве РФ
Vlerick Leuven Gent Management School - Campus St.Petersburg
Университет Управления Проектами ПМСОФТ
Институт бизнеса и делового администрирования
Инсайт-Лингва
Портал Узнай.ру - Биржа знаний
ЦНТИ «Прогресс»
Стокгольмская школа экономики
Школа IT-менеджмента
Международный институт менеджмента ЛИНК

Обзор рынка бизнес-образования и тренингов

назад | обзоры других рынков

IV. Виды образования для бизнеса

 

4.2. Второе высшее образование в России

В последнее время избыточная популяризация программ МВА в прессе привела к тому, что многие ассоциируют бизнес-образование именно с получением диплома МВА. Второе высшее образование оказывается как бы в тени, хотя занимает весомую нишу в образовательном бизнесе. В 2007-2008гг. второе высшее образование получали ХХХХ студентов (для сравнения: на МВА в 2007 году учились 4397 студентов).

Однако следует понимать, что программы МВА созданы и реализуются для подготовки управленческих кадров высшей квалификации, а программы второго высшего образования - это академические программы подготовки профильных специалистов в сокращенные сроки.

Аудитория второго высшего образования - для специалистов, желающих стать профессионалами в той или иной области, испытывающие острый дефицит в теоретических знаниях. Помимо "пионерской" цели есть и бытовые: наличие второго высшего образования повышает престиж специалиста, как в компании, так и в деловом окружении. В некоторых случаях второй диплом - конкурентное преимущество перед другими соискателями на получение заветной должности. В некоторых - необходимость, например, финансовое или экономическое образование - обязательное условие для руководителей банков и страховых компаний.

Второе высшее не многим отличается от первого. Разве что студентам засчитываются дисциплины, которые уже изучены в первом образовании: гуманитарные, математические, естественно-научные, социально-экономические (см. вкладыш к диплому). В результате срок обучения сокращается с 5-ти до 2-3 лет. Привилегия второго высшего - как таковое отсутствие (в подавляющем большинстве) вступительных экзаменов. Задача проводимых при вступлении собеседований в определении образовательного уровня, что помогает выбрать необходимые предметы. Случаи отказа в поступлении после собеседования единичны.

Количество вузов, предоставляющих второе высшее образование, больше тысячи.

Ежегодно компания Begin Group и национальное рейтинговое агентство "РейтОР" проводит исследование структуры второго высшего и бизнес-образования в России. Последнее исследование опубликовано за 2007г., результаты 2008 г. будут этой осенью.

Общая структура второго высшего образования в России, 2007 год.

Для изучения различных аспектов получения второго высшего образования был проведен телефонный опрос представителей приемных комиссий вузов Москвы, а также проанализирована информация, представленная на официальных сайтах вузов. Учитывая время проведения исследования (март 2007 года), мы столкнулись с некоторыми сложностями. В значительной части вузов приемные комиссии работают до начала приемной кампании - 2007 в "щадящем режиме", поэтому получить какую-либо информацию нам в этих вузах не удалось. В вузах, куда мы дозвонились, преимущественно называли стоимость обучения, которая была установлена на 2006 год, потому что стоимость 2007 устанавливается значительно позже. В итоге были опрошены 68 респондентов из различных вузов.

Можно выделить несколько основных видов образовательных программ второго высшего образования в зависимости от их формы.

  1. Дневная форма обучения, при которой формируется специальная группа из студентов, получающих второе высшее образование. Как правило, это группа, которая 3 года учится по отдельной программе, и по ее окончании студенты получают дипломы.
  2. Дневная форма обучения, при которой студенты добавляются к группам, получающим первое высшее образование. При данной схеме отдельная группа для студентов, получающих второе высшее образование, не создается. Они зачисляются в обычную студенческую группу, как правило третьего курса, и сдают предметы, которых у них нет в приложении к диплому об окончании первого высшего образования, но которые сдавали их новоявленные одногруппники на первом и втором курсах. .
  3. Традиционное вечернее образование. Студенты, получающие второе высшее образование, несколько в раз в неделю посещают занятия вечером.
  4. "Буднее" заочное образование. Один или два раза в неделю, в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, для студентов проводятся занятия.
  5. "Группа выходного дня". Отличие от "буднего" заочного образования состоит в том, что занятия проводятся только в выходные дни. Остальные принципы получения второго высшего образования сохраняются.
  6. Дистанционное образование. Для получения второго высшего образования студентам даже не нужно приезжать на место учебы. Всевозможные контрольные работы, экзамены сдаются ими дистанционно. В большинстве случаев получение дистанционного образования совмещено с использованием новейших информационных технологий и телекоммуникаций.
  7. "Периодическое образование". Эта схема, как правило, применяется для сотрудников крупных компаний. Студенты посещают определенные программы повышения квалификации. По окончании каждой подобной программы студентам выдается сертификат. После того как студенты получат необходимое число сертификатов, им выдается диплом о получении второго высшего образования.

Поскольку получение второго высшего образования происходит на коммерческой основе, важным фактором является стоимость образования и основные аспекты ценообразования в этой сфере. Можно выделить следующие моменты ценообразования:

  1. Курс стоимости обучения. К точному подсчету стоимости обучения при выборе вуза следует относиться очень внимательно. Различные вузы используют различные схемы для определения стоимости:
    • В рублях
    • В долларах США
    • В евро
    • В у.е., при этом одна условная единица равна среднеарифметической величине между курсом доллара и евро
    • В у.е., при этом курс фиксированный (не зависит от курсов валют)
    • Через курсы нескольких валют (в случаях, когда часть суммы платится в рублях, а другая часть - в иностранной валюте).
  2. Период оплаты за обучение. Стоимость обучения может определяться за следующие периоды:
    • Месяц
    • Семестр
    • Год
    • Весь срок обучения.
  3. Образовательная программа. В некоторых случаях стоимость может меняться в зависимости от количества дисциплин, которые преподают студенту. Чем больше дисциплин включено в курс, тем выше стоимость обучения.
  4. Профиль первого высшего образования. Существуют вузы, которые устанавливают стоимость в зависимости от профиля первого высшего образования. Например, если первая специальность "Финансы и кредит", а вторая - "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", стоимость получения такого образования ниже. Выше стоимость будет, если после технического образования человек захотел получить квалификацию "юрист".
  5. Время получения первого высшего образования. Если человек получал первое высшее образование очень давно, то стоимость получения второго высшего будет для него несколько выше. Правда, это правило действует лишь в некоторых вузах.
  6. Совмещение обучения с другими образовательными программами. В некоторых случаях программа получения второго высшего образования совпадает с другими российскими и международными образовательными программами (так называемые программы получения двойного диплома). Например, в одном московском вузе программа второго высшего образования совмещена с получением диплома известного американского университета с присвоением степени MBA.

Для сопоставления показатель стоимости обучения по различным вузам подсчитан за год и приведен к рублевому эквиваленту. Для этого были взяты курсы валют, установленные Центральным банком России на 20 марта 2007 года: $1 = 26 руб. 04 коп., 1 EURO = 34 руб. 64 коп. Результаты исследования приведены в табл. 1-4.

Таблица 1. Стоимость обучения, дневная форма обучения

Таблица 2. Стоимость обучения, вечерняя форма обучения

Таблица 3. Стоимость обучения, заочная форма обучения

Таблица 4. Распространенность специальностей в вузах Москвы

IV. Виды образования для бизнеса

назад | обзоры других рынков




Наши информационные партнеры


Российская экономическая школа

I. Рынок бизнес-образования в России до 2016 года. Возможности, перспективы, прогноз

Автор: Игорь Качалов, июль, 2008. Аналитика и прогноз расчеты Карасева Ф., Добрынина О., Дрогушева И.

II. Бизнес-образование за рубежом: какое оно и что перенимает Россия

III. SWOT- анализ российского менеджера - слабые стороны и угрозы для работодателя

IV. Виды образования для бизнеса

VII. Информация от компаний






Rambler's Top100 Rambler's Top100