www.rbcnews.comwap.rbc.ruсделай rbc.ru стартовой
!

  Ссылки по теме




Генеральный партнер:

Государственный Университет Управления



Официальный спонсор:

Тренинг Медиа
Ernst & Young
Участники:

ВШКУ АНХ  при правительстве РФ
Vlerick Leuven Gent Management School - Campus St.Petersburg
Университет Управления Проектами ПМСОФТ
Институт бизнеса и делового администрирования
Инсайт-Лингва
Портал Узнай.ру - Биржа знаний
ЦНТИ «Прогресс»
Стокгольмская школа экономики
Школа IT-менеджмента
Международный институт менеджмента ЛИНК

Обзор рынка бизнес-образования и тренингов

назад | обзоры других рынков

IV. Виды образования для бизнеса

 

4.5. Смотреть на бизнес проектно

Управление компанией и управление проектом - задачи совершенно разные. Менеджер, ответственный за жизнедеятельность предприятия, обычно занят "текучкой" (повторяющимися операциями) - как поддержать функционирование предприятия на должном уровне. Внимание же управляющего проектом сосредоточено на успешном завершении проекта - как получить конечный результат.

Инвестиции в обучение и непрерывное повышение квалификации повышают производительность сотрудников на 14-16%
Return-on-Investment Analysis of Education and Training in the Construction Industry. Ray Marshall Center

Материал подготовлен компанией ПМСОФТ

Каждый проект уникален и представляет собой комплекс работ с определенными сроками начала и окончания. При этом обучение - практически единственный способ повышения квалификации, доступный команде проекта. Компании, ориентированные на достижение долгосрочных целей, прекрасно осознают это.

История возникновения

В основе формирования дисциплины управления проектами лежат методики сетевого планирования, разработанные в конце 50-х годов в США. В 1956г. М.Уолкер из фирмы "Дюпон", исследуя возможности более эффективного использования принадлежащей фирме вычислительной машины Univac, объединил свои усилия с Д.Келли из группы планирования капитального строительства фирмы "Ремингтон Рэнд". Они создали Метод Критического Пути - МКП (или CPM - Critical Path Method).

Параллельно и независимо в ходе реализации заказа военно-морских сил США был создан метод анализа и оценки программ PERT (Program Evaluation and Review Technique). Его разработала корпорация "Локхид" и консалтинговая фирма "Буз, Аллен энд Гамильтон" для реализации проекта разработки ракетной системы "Поларис". Использование PERT позволило руководству программы точно знать, что требуется делать в каждый момент времени и кто именно должен это делать, а также вероятность своевременного завершения работ. Руководство программой оказалось настолько успешным, что ее удалось завершить на два года раньше запланированного срока. Широкое применение методика планирования работ получила в строительстве. Например, для управления проектом сооружения гидроэлектростанции на реке Черчилль в Ньюфаундленде (полуостров Лабрадор).

В современном быстро меняющемся мире организации, которые на практике применяют методы управления проектами, имеют конкурентное преимущество перед теми, кто работает "по наитию", поскольку повышается их динамичность и маневренность. Проектные подходы в сочетании с процессными позволили создать новую корпоративную культуру управления - проектный менеджмент в организациях и компаниях.

СОВНЕТ со ссылкой на Японскую ассоциацию Управления проектами приводит следующие данные: сегодня все инвестиционно-строительные проекты в Японии оцениваются и реализуются с помощью технологий Управления проектами. В России же - не больше 1,5-2% от их общего количества.

Классические проектно-ориентированные организации - это строительные компании, проектно-конструкторские организации, по-заказное /мелкосерийное производство (авиа-, судостроение, ВПК, тяжелое машиностроение), сервисные компании, ИТ и консалтинговые компании.

Наметилась тенденция перехода на проектную форму управления изначально процессно-ориентированных промышленных и энергетических холдингов (программы развития, инвестиционные программы, организационные преобразования) и эксплуатирующих компаний (реконструкция-модернизация; текущие и капитальные ремонты, связанные с остановом оборудования).

Проектно-ориентированный подход дает системный взгляд на реализацию задуманного, будь то проведение развлекательного мероприятия, вывод на рынок нового продукта компании или развития региона. В любом случае требуется четко обозначить цель, необходимые результаты проекта, определить сроки, ресурсы, общую стоимость, учесть возможные риски (влияние окружающей среды и взаимодействие самих участников) и создать систему планирования, контроля и регулирования хода выполнения работ, сформировать команду и координировать усилия всех исполнителей. Преимущества такой четко структурированной и целенаправленной системы создания продуктов и предоставления услуг очевидны, будь то аэрокосмонавтика или сфера торговли и обслуживания.

За рубежом проектному подходу в управлении обучают множество образовательных учреждений и профессиональных сообществ. Как, например, AACEI - Международная ассоциация развития cost-инжиниринга (стоимостного инжиниринга) с полувековой историей. Ее идеологию разделяют General Electric, Intel Corporation и другие компании с мировым именем. Эта ассоциация наравне с собственными, в обучении использует стандарты PMBOK, ICB, PMI. Впрочем, они практически не отличаются друг от друга, так же как и их российские аналоги, один из которых НТК. Эти стандарты - ориентир почти для всех соответствующих учебных заведений у нас в стране.

Обучение управлению проектами в России

С появления первых курсов в России в 1996г. долгое время на территории постсоветского пространства их читалось совсем не много. Поэтому учебное заведение с 15-летней историей образовательных программ по проектному менеджменту - большая редкость. Сегодня курс "Управление проектами" имеется более чем в полусотне российских вузов. Подготовка специалистов УП с высшим образованием ведется в нескольких университетах и Российской академии им. Г.В.Плеханова. Готовят проектных менеджеров многие учебные центры и консалтинговые компании.

На 17-ом Всемирном Конгрессе УП опубликованы данные сравнительного анализа уровня образовательных услуг в проектном менеджменте. Исследования в московском регионе, Австрии, Ирландии и Норвегии проводила группа экспертов под руководством профессора Р.Гарриса (Австрия). Полученные данные говорят о том, что московский регион сегодня предоставляет полный спектр образовательных услуг в области управления проектами.

Услуги по УП

Страны

Австрия

Ирландия

Норвегия

Московский регион

Образовательные услуги:

 

 

 

 

  • колледжи

предлагают отдельные

 

предлагают

предлагают отдельные

  • университеты

предлагают отдельные

предлагают

предлагают

предлагают

  • аспирантуры

-

предлагают отдельные

предлагают отдельные

предлагают отдельные

Сертификационные услуги по программе IPMA

предлагаются

предлагаются

не предлагаются

предлагаются

Консалтинговые услуги:

 

 

 

 

  • курсы по УП

 

40 компаний

10 компаний

17 компаний

  • консультирование по УП

3 компании

40 компаний

40 компаний

21 компания

Настоящий бум образовательных услуг в области управления проектами начался 4 года назад и продолжается до сих пор. Это следует учитывать при выборе программы обучения, обращая внимание на предыдущий опыт провайдера. Идеально, если у него есть практика внедрения предлагаемых подходов в России. Адаптацию западной методологии к нашим отечественным реалиям переоценить сложно.

Надо отметить, что современные методы управления проектами, которым обучают слушателей, предполагают полную прозрачность ведения бизнеса. И это может стать барьером для некоторых предприятий. Но плюсов больше, чем минусов. Безусловно, высокий уровень знаний персонала дает уверенность инвесторам и расширяет их круг для компании; менеджерам и собственникам позволяет лучше управлять, дает повышение возврата на капитал и дополнительную прибыль.

Сколотить для проекта хорошую рабочую группу можно в считанные месяцы. Отталкиваясь от определенных ролей, выполняемых участниками проекта, клиентоориентированные учебные заведения формируют наборы стандартных программ или создают специальные, максимально соответствующие потребностям конкретных организаций. Это решает еще целый ряд задач, например: формирование и регламентация "персононезависимых" устойчивых процессов, организация системы оценки деятельности сотрудников, выбор программных средств, необходимых для создания ролевых структур. Если на небольших проектах можно работать, например, в таблицах Excel, то более сложные, с тысячами операций, потребуют уже других IT - технологий и соответственных программ обучения. Поэтому компетентность провайдера в обучении использованию ПО, которое будет работать на проекте - еще один важный фактор.

Учебные программы можно разделить на 2 направления:

1) Методология управления проектами
2) Максимально эффективное использование инструментария.

Сегодня предлагается широкий круг тем в рамках обучения проектному менеджменту.
Среди них:

  • Календарно-сетевое планирование
  • Управление портфелем проектов, стоимостью и рисками
  • Оценка параметров работ и участие в тендере
  • Формирование высокопроизводительной команды технических специалистов
  • Использование метода оптимизации выгод (оптимизация стоимости отдельных этапов проекта, сокращение сроков исполнения, улучшение качества, расширение рынка сбыта, повышение эффективности использования ресурсов и ускорение процесса принятия решений)
  • Управление закупками и контрактами, администрирование и т.д.

В обучении проектному менеджменту, помимо видов и форм, характерных для управленческих образовательных программ в целом (общие и корпоративные курсы, семинары, вэбинары, e-learning, интерактивные учебники, видеокурсы), особое внимание уделяется симуляторам - деловым играм.

Деловая игра - модель жизненной ситуации, несколько оторванная от действительности, однако она дает реальное представление по перспективам развития ситуации на проекте. Команды могут получить в управление проект, обладая ограниченным набором ресурсов. Контроль и анализ работ, сводная аналитическая информация по проектам, контроль бюджета происходят обычно на базе ПО, которое затем будет использоваться в реальном проекте.

Для индивидуальных участников это бесценный опыт общения с профессионалами из других компаний. Для игроков, работающих на одном предприятии - едва ли не лучший способ сформировать команду проекта, сделать первый шаг к его реализации и созданию "пилота", учебной модели, которая затем будет перенесена на практику. Только за 3 дня таких тренингов в рамках "Недели проектов на Урале" в них приняли участие 53 человека из 20 компаний. Деловые игры - серьезное занятие для управляющих проектом, генеральных директоров, их помощников, финансистов.

Важно, что некоторые провайдеры выдают за прохождение игр и других видов обучения сертификаты с присвоением баллов PDU. Набрав определенное количество баллов, слушатели получают доступ к экзамену на степень РМР. Она является международным признанием высокого профессионализма в управлении проектами.

Дипломы и сертификаты, выданные специалистам серьезными учебными заведениями, повышают шансы компании на победу в тендерах. Для самих слушателей сертификация ценна тем, что способствует персональному карьерному росту. Например, из 180 сотрудников Газпрома, прошедших обучение проектному менеджменту, 20 затем получили высокие руководящие должности.

Мнение участника рынка:

Вячеслав Аленьков, директор Департамента управления проектами крупной компании (ОАО "Энергостройинвест-Холдинг"):

Навыки управления проектами позволяют применять проектный подход, не "изобретая заново велосипед", а используя накопленный мировой опыт. Повышение компетенции в области управления проектами является одним из основных элементов, которые дают возможность узкому специалисту стать профессиональным управленцем. Ведь проектный подход применяется не только в проектно-ориентированных компаниях, для ведения основной деятельности, но и в компаниях любой направленности, для осуществления проектов развития. Начиная изучать УП, я был ГИПом. После обучения стал главным инженером, а потом и генеральным директором компании (на предыдущем месте работы).

По данным Международной ассоциации Управления проектами (IPMA), использование современной методологии и инструментария УП позволяет обычно сэкономить порядка 20-30% времени и около 15-20% средств, затрачиваемых на осуществление проектов и программ.

IV. Виды образования для бизнеса

назад | обзоры других рынков




Наши информационные партнеры


Российская экономическая школа

I. Рынок бизнес-образования в России до 2016 года. Возможности, перспективы, прогноз

Автор: Игорь Качалов, июль, 2008. Аналитика и прогноз расчеты Карасева Ф., Добрынина О., Дрогушева И.

II. Бизнес-образование за рубежом: какое оно и что перенимает Россия

III. SWOT- анализ российского менеджера - слабые стороны и угрозы для работодателя

IV. Виды образования для бизнеса

VII. Информация от компаний






Rambler's Top100 Rambler's Top100