Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
30 августа 2012

Поризованная керамика потеснит традиционный кирпич

Керамический кирпич на сегодняшний день является одним из самых популярных стеновых материалов, который обычно применяется для возведения несущих стен и перегородок одноэтажных и многоэтажных зданий и сооружений, внутренних перегородок, а также для заполнения пустот в монолитно-бетонных конструкциях. В свою очередь и этот вид кирпича имеет ряд таких достоинств как прочность и износостойкость, хорошая звукоизоляция, низкое водопоглощение, высокая прочность и плотность и, что на сегодняшний день немаловажно - экологичность. Однако, простой керамический кирпич обладает также и недостатками, среди которых выделяется цена, достаточно высокая теплопроводность, а также сложность и дороговизна кладки.

В последнее время на российском рынке керамических стеновых материалов появились так называемые поризованные крупноформатные керамические блоки. Данный стеновой материал обладает рядом преимуществ по сравнению с обычным керамическим кирпичом, которые заключаются в более низкой теплопроводности, более высокой теплоизоляции, простоте монтажа ввиду своих размеров, а также небольшом весе (по сравнению с пустотелым и полнотелым керамическим кирпичом). Действительно, применение поризованной керамики позволяет сократить затраты и время на возведение несущих стен и уменьшить расходы на покупку дополнительных связывающих материалов (цемент, песок, и т.п.).

По оценкам аналитического агентства РБК.research, в России производство поризованной керамики пока еще только налаживается. Насчитывается не более 10 заводов, которые имеют в наличии оборудование для производства данной продукции, а доля поризованной керамики в структуре производства стеновых керамических материалов не превышает 7-8%. Говоря о рынке керамических стеновых материалов в целом, отметим, что сегодня их производством в России занимаются более 250 предприятий, объем выпуска которых варьируется от 0,01 млн. до более чем 250 млн. усл. кирпичей в год. При этом доля самого крупного из этих предприятий не превышает 4% от общего объема выпуска. Данный факт объясняется тем, что стеновые строительные материалы обладают достаточно большим весом, поэтому их перевозка на дальние расстояния затруднена в связи с увеличивающимися затратами, что, учитывая значительную географическую протяженность России, является серьезным сдерживающим фактором концентрации рынка.

До кризиса 2008-2009 гг. производство керамических стеновых материалов развивалось высокими темпами. По данным Росстата, в 2008 году, несмотря на начало мирового финансово-экономического кризиса, объем производства керамического кирпича по сравнению с 2007 годом вырос на 9,2%. В 2009 году, в связи с кризисом, спад производства составил порядка 25%, однако, начиная со второй половины 2010 года, наметился очевидный тренд на восстановление производства. Объем производства керамических стеновых материалов на территории Российской Федерации составил в 2010 году 5,2 млрд. усл. кирпичей, что выше значения аналогичного показателя в 2009 году на 13,0%. В 2011-2012 гг. тренд продолжается - усредненный рост производства составляет целых 18,4%.

Очевидно, что рынок уже преодолел тяжелые последствия финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. Кроме того, в будущем также прогнозируется рост рынка керамических стеновых материалов при выполнении условия ненаступления второй волны кризиса.

В условиях полного восстановления и роста рынка, важной задачей является анализ конкурентоспособности основных игроков - производителей керамического кирпича и крупноформатных поризованных блоков. Для этого агентством РБК.research были проанализированы основные показатели деятельности крупнейших компаний, успешно работающих в России:

  • качество производственного оборудования, год его ввода в эксплуатацию;
  • объемы производства керамического кирпича и поризованной керамики;
  • производственные мощности по производству керамического кирпича и поризованной керамики;
  • широты ассортимента продукции;
  • цветовая гамма продукции.

На основе консолидации информации по этим показателям удалось получить рейтинг конкурентоспособности производителей крупноформатной поризованной керамики и керамического кирпича. Отметим, что конкурентоспособность характеризует способность организации быть более привлекательной для потребителя (покупателя) по сравнению с другими компаниями, благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам. Значение показателя рейтинга, близкое к единице означает высокую конкурентоспособность производителя и наоборот, значение рейтинга, приближающееся к нулю, означает низкую конкурентоспособность и соответственно высокие риски для компании. Всего в исследовании приняли участие 12 крупнейших производителей керамического кирпича и крупноформатной керамики. Из 12 предприятий крупноформатную поризованную керамику в состоянии производить только 5 игроков - это «Норский керамический завод», «Браер», «Ревдинский кирпичный завод», «Винербергер Кирпич» и «Самарский комбинат керамических материалов». Причем согласно результатам исследований, именно данные предприятия на сегодняшний день имеют самое передовое в России оборудование, что, в свою очередь, способствует усилению их позиций на рынке и росту конкурентоспособности.

Первое место рейтинга конкурентоспособности производителей крупноформатной поризованной керамики и керамического кирпича заняла компания «Винербергер Кирпич». Таких высоких позиций ей позволили достичь значительные производственные мощности двух заводов, расположенных на территории Владимирской области и в Республике Татарстан.

Второе место в рейтинге заняла компания «Браер», которая специализируется на производстве крупноформатной поризованной керамики и облицовочного керамического кирпича. Однако, если рассматривать рейтинг конкурентоспособности отдельных заводов, а не компаний - производителей керамических материалов, то именно завод компании «Браер», введенный в эксплуатацию в 2010 году, является лидером, то есть его продукция отвечает самым высоким требованиям конкурентного рынка и запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами, представленными на рынке керамических стеновых материалов.
Третье место рейтинга конкурентоспособности производителей крупноформатной поризованной керамики и керамического кирпича принадлежит «Ревдинскому кирпичному заводу», расположенному в Свердловской области.

Четвертое и пятое места в рейтинге занимают соответственно «Самарский комбинат керамических материалов» и «Норский керамический завод». Далее в рейтинге располагаются те компании, которые не производят крупноформатную керамику. Так, шестое место занимает «Голицынский керамический завод», за которым следует «Рябовский завод керамических изделий» и «Стройполикерамика». Остальные игроки располагаются в рейтинге еще ниже и имеют недостаточный для успешного развития на российском рынке уровень конкурентоспособности. На практике это означает, что в будущем данные компании могут быть поглощены более сильными конкурентами ввиду неизбежной концентрации рынка, несмотря ни на какие территориальные ограничения.

Рис. 1. Рейтинг конкурентоспособности производителей крупноформатной поризованной керамики и керамического кирпича, усл. ед.

 

Рис. 2. Рейтинг конкурентоспособности заводов крупноформатной поризованной керамики и керамического кирпича, усл. ед.

Полное исследование РБК.research «Рынок керамического и силикатного кирпича 2012» выйдет в октябре 2012 года.

Автор статьи: Хитров Сергей,
старший аналитик РБК.research
skhitrov@rbc.ru