Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
28 июля 2015

Низкая степень концентрации в ритейле

Торговые сети, с одной стороны, стимулируют рост товарооборота, удерживают низкие издержки благодаря эффекту от масштаба, формируют привлекательный ассортимент, но, с другой стороны, не лишены и недостатков: на сетевых ритейлеров нередко жалуются местные производители, которые либо совсем не могут попасть на полки супермаркетов, либо попадают на невыгодных условиях.

В 2013 году на долю торговых сетей приходилось около 22% оборота розничной торговли. За 5 лет этот показатель вырос на семь процентных пунктов. В обороте розничной торговли пищевыми продуктами, напитками, табачными изделиями доля торговых сетей, по состоянию на апрель 2014 года, составила 27,9%.

Однако степень концентрации рынка в розничной торговле по-прежнему невысока. На долю трех крупнейших игроков в 2013 году приходилось около 10% оборота. Общее число магазинов у лидеров сетевой розницы - «Магнита», «Х5» и «Дикси» - на конец 2013 года составляла около 15 тысяч. Для сравнения, в Австрии, например, торговые сети формируют до 81% розничных продаж. Невысокая степень концентрации позволяет ожидать увеличение конкуренции в перспективе.

Процесс экстенсивного развития сетей продолжается за счет регионов. Туда идут как федеральные сети, так появляются и свои региональные. Наибольшее развитие торговые сети получили в Северо-Западном федеральном округе. Москва, которая традиционно опережает регионы по многим показателям, по развитию торговых сетей оказалась примерно в середине списка. В столице доля торговых сетей может вырасти в результате закрытия рынков, объектов нестационарной торговли рядом со станциями метро.

Какие меры принесут торговой сети конкурентные преимущества? Во-первых, это повышение узнаваемости бренда, так как россияне демонстрируют высокую лояльность брендам. Во-вторых, работа в нескольких форматах. Лидеры рынка охватывают все ключевые форматы: гипермаркеты, супермаркеты, магазины у дома, дискаунтеры. Это позволяет максимально расширить целевую аудиторию за счет разных доходных групп. В-третьих, эффективная система логистики, которая позволит максимально оптимизировать процессы и снизить издержки. Например, «Магнит» развивает собственную логистическую систему, основанную на сети распределительных центров, собственном автопарке и автоматизированной системе управления запасами. Строительство распределительных центров, помимо оптимизации логистики, создает новые рабочие места в регионах, разгружает транспортные потоки, способствует привлечению местных производителей.

Более подробную информацию вы можете узнать из исследования «Рынок ритейла. Торговые сети FMCG - 2014» компании Intesco Research Group.

Приведенные значения посчитаны аналитиками компании Intesco Research Group на основе официальной статистики.