Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
23 января 2013

Число клиентов платной медицины ежегодно растет в среднем на 1,5%

По оценкам специалистов, в 2011 г. объем рынка платных медицинских услуг в России составил от 430 до 520 миллиардов рублей. Рынок включает в себя три сегмента: кассовые платежи медицинским учреждениям (или коммерческая медицина), рынок добровольного медицинского страхования (ДМС) и теневой сектор.

К наиболее прибыльным сегментам рынка относятся стоматология (лечение зубов, профилактика и протезирование) и лабораторные анализы. На развитие рынка платных медицинских услуг в России влияет общая экономическая ситуация в стране: в последние годы рост благосостояния населения замедлился. Однако даже замедление и незначительное сокращение доходов населения вследствие влияния экономического кризиса не привело к значительному сокращению рынка: спрос на медицинские услуги носит неэластичный характер. Главной драйвером роста до сих пор является ненадлежащее качество бесплатной медицинской помощи. До тех пор пока не произойдет значительное улучшение качества бесплатных медицинских услуг, рынок платных медицинских услуг будет расти высокими темпами.

Общими тенденциями рынка платной медицины являются расширение профиля оказываемых частными клиниками услуг, а также дальнейшее формирование и укрупнение сетей медицинских учреждений. Вместо одиночных медицинских кабинетов во многих российских городах в ближайшее время могут появиться пять-шесть крупных многопрофильных медицинских центров. При этом главной задачей крупных игроков становится формирование бренда клиники. Одной из ставших очевидных в последнее время тенденций развития стало развитие государственно-частного партнерства.

По данным компании экспертов, число клиентов платной медицины в РФ достигает 82 миллионов человек. В России платной медициной пользуются как россияне, так и иностранные граждане.

На сегодняшний день рынок предлагает россиянам ряд возможностей расходовать личные средства на медицинские услуги. Во-первых, оплачивать услуги государственных/ ведомственных учреждений (оплата может осуществляться как через кассу, так и напрямую медицинскому персоналу). Во-вторых, оплачивать услуги частных клиник/ кабинетов/частного медицинского персонала, которые могут быть как разовыми, так и курсовыми/комплексными. В-третьих, приобрести полис добровольного медицинского страхования (ДМС), потратив на него только собственные средства. Также можно приобрести полис ДМС, частично оплачиваемый компанией, где работает потребитель. Наконец, есть возможность приобрести программы прикрепления (медицинского сопровождения, годового обслуживания или наблюдения), предполагающие комплексное медицинское обслуживание на определенный период.

Темпы роста рынка платных медицинских услуг в России в 2010-2011 гг. составили 13-15%. По мнению игроков рынка, такие же темпы роста сохранятся на протяжении следующих 2-3 лет. Рост рынка будет обеспечен в основном за счет потребления медицинских услуг физическими лицами в сегментах легальной и теневой медицины.
Основным фактором, влияющим на потребление платных медицинских услуг, является заработная плата россиян. По данным МА «Навигатор», представленным в проекте "Бизнес-план многопрофильного медицинского центра (с финансовой моделью)", При росте числа клиентов платной медицины в среднем на 1,5% ежегодно, к 2016 г. этот показатель может достигнуть 87,4 миллионов человек.

Сегмент добровольного медицинского страхования с 2008 г. по 2011г. изменялся несущественно. Однако, усилия государства увеличить объем поступления денежных средств в медицину за счет добровольного медицинского страхования, скорее всего, обеспечат рост этого сегмента в ближайшие 5 лет. Темп роста сегмента добровольного медицинского страхования будет меньше чем рост рынка в целом.