Микаелян Инга,
ведущий аналитик РБК.research
Несмотря на некоторые экономические сложности, вызванные сокращением потребительского спроса в 2014-2015 гг., у многих fashion-ритейлеров остается понимание перспективности мультиканальной стратегии продаж. Согласно результатам исследования РБК.research «Розничные сети по продаже одежды 2015» более 170 из 415 (почти 42%) сетевых проектов, рассмотренных в исследовании, имеют собственные онлайн-площадки. Действительно, понимание перспективности интернета как канала продаж в России привело к массовому запуску отечественными и зарубежными fashion-ритейлерами онлайн-магазинов в стране.
Так, в конце 2014 года стало известно о том, что REIMA, финский производитель высокофункциональной детской одежды, представленный в сетях «Детский мир», «Кораблик», «Дети», Mothercare, будет сотрудничать с компанией eTraction, входящей в холдинг Otto Group. Весной 2015 года немецкий люксовый бренд Escada откроет собственный онлайн сервис. Партнером, который поможет запустить продажи одежды и аксессуаров под маркой Escada в России, станет Hermes NexTec. Отметим, что это компания также является логистической «дочкой» немецкого холдинга Otto Group. Еще одним событием 2014 года, стал запуск собственного интернет-магазина сетью Podium Market.
В апреле 2014 года в СМИ появилась информация о том, что KupiVIP запустил новый бренд женской одежды Lora Lorena, предлагающая женскую одежду больших размеров. Месяцем ранее, в марте 2014 года компания объявила о запуске нового бренда собственного производства L'AttricE. При этом это не первый подобный проект. На сегодняшний день в арсенале KupiVIP большое количество брендов собственного производства. В их числе Joe Suis, Guilty, Saints, ANNA K., Disetta и другие.
Компании не только запускают новые онлайн-магазины, но и стремятся увеличить продажи при помощи возможностей, предоставляемых интернетом. Так, в июле 2014 года холдинг Otto Group объявил о запуске модного блога, при помощи которого ритейлер планирует нарастить трафик и привлечь новых клиентов. По опыту компании, запуск качественного блога позволяет нарастить конверсию более, чем в два раза. По оценкам экспертов (eSolution) трафик может вырастить в 4 раза в месяц, а выручка увеличиться в пятикратном размере.
За последний год довольно существенные объемы инвестиций были вложены в стартап-проекты. Так, $500 тыс. от частного инвестора получил Pinxter, мобильный сервис, позволяющий оценивать одежду других пользователей по их фотографиям. В начале года венчурный фонд и стартап-акселлератор iDealMachine инвестировал в проект Style&Go - рекомендательный сервис по подбору мужской одежды. Детали сделки не раскрываются, однако известно, что сервис предоставляет своим пользователям функцию онлайн-подбора одежды с возможностью получения помощи стилиста в создании образа в реальном времени.
Помимо рекомендательных сервисов крупные объемы финансирования получили интернет-магазины детских товаров BABADU, «Мамагазин». В июне 2014 года стало известно о приобретении почти трети онлайн-магазина детских товаров Esky.ru южноафриканской медиагруппой Naspers. В январе 2014 года довольно серьезную сумму финансирования получил интернет-магазин по продаже одежды, обуви и аксессуаров Name's (ранее Brend-in-trend).
По данным исследования РБК.research, за 2014 год покупки одежды, обуви и аксессуаров в интернете совершили 8,3 млн россиян в возрасте от 18 до 54 лет, проживающих в городах с численностью населения более 100 тыс. человек. Оборот онлайн-сегмента продаж одежды, обуви и аксессуаров по итогам 2014 года в городах России с численностью населения более 100 тыс. чел. составил 78,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, в ближайшие пять лет данный показатель может вырасти до 200 млрд руб., то есть практически втрое. Об этом на форуме «Интернет-предпринимательство в России» в июне 2014 года сообщил президент холдинга KupiVIP.ru Оскар Хартманн. Эксперт во время своего выступления отметил, что «интернет и рынок онлайн-ритейла продолжают развиваться семимильными шагами. Через пять лет рынок интернет-продаж одежды и обуви в России достигнет 200 млрд рублей, через десять лет - 300-400 млрд рублей, причем 75% из них будут занимать офлайн-игроки, которые пришли в онлайн. На онлайн-продажи придется 15-20% от всего рынка fashion-ритейла в России». Таким образом, многоканальная стратегия продаж (Omni-channel) будет укрепляться и развиваться в отечественной fashion-индустрии. Заметим, что, несмотря на это, онлайн-сегмент сегодня занимает не более 5% от всего оборота рынка одежды.
Несмотря на рост уровня конкуренции в Рунете, перспективность российского интернета как канала продаж понимают и зарубежные онлайн-гиганты. Несмотря на события «черного вторника», ослабление курса рубля и пессимистичных прогнозов на 2015 год, британский онлайн-магазин BooHoo.com объявил о своем выходе на российский рынок. Как стало известно СМИ, российским партнером в течение ближайших трех лет станет компания «СПСР-Экспресс». В феврале 2015 года стало известно о том, что китайский интернет-гигант AliExpress открыл свой первый центр выдачи в Москве по адресу Украинский бульвар, дом 6. Партнером магазина также стала компания «СПСР-Экспресс». В 2015 году планируется открыть до 10 центров выдачи заказов в Москве и Санкт-Петербурге. В дальнейших планах AliExpress - открытие до нескольких сотен точек по всей России. Подобные действия позволят компании более оперативно осуществлять доставку товаров (до 6 суток). Впрочем, подобная оперативность будет предусматривать более высокие тарифы по доставке по сравнению с «Почтой России».
Действительно, за последние годы стремительное развитие получила трансграничная онлайн-торговля, которая уже сегодня занимает существенную долю в обороте e-commerce многих стран. По результатам социологического опросов РБК.research, проведенного в сентябре 2014 года, 50,4% российских интернет-покупателей имеют опыт покупок в зарубежных онлайн-магазинах.
Отметим, что хитом продаж в зарубежных интернет-магазинах является одежда. Ее на иностранных онлайн-площадках предпочитает покупать почти каждый второй россиянин, имеющий опыт трансграничной онлайн-торговли. Понимая это, в марте 2015 года «Яндекс.Маркет» запустил возможность поиска товаров только в зарубежных магазинах. Нововведением стал новый фильтр, позволяющий в категориях, где спрос на зарубежные товары особенно высок, выбирать страну-продавца товара.
Все эти шаги отечественных и международных онлайн-ритейлеров, а также офлайн игроков свидетельствуют о неисчерпанных перспективах интернета как канала продаж одежды.