Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
10 декабря 2014

ГЧП-проекты в транспортной инфраструктуре – опыт двух столиц

 

Наиболее распространенными и самыми значимыми с точки зрения получаемого эффекта и масштаба являются проекты государственно-частного партнерства в транспортной инфраструктуре. По оценке Intesco Research Group, в этой сфере на разных стадиях осуществляется почти каждый четвертый ГЧП-проект. Но есть и другая сторона: такие проекты наиболее ресурсозатратны, в виду чего одновременно высокорискованные. Интересным представляется опыт Москвы и Санкт-Петербурга: именно в этих городах были реализованы и реализуются наиболее характерные и известные проекты с применением механизмов государственно-частного партнерства.

Российские ГЧП-проекты в транспортной инфраструктуре изначально воспринимались как многомиллиардные федеральные проекты с «ручным» управлением в виду своей масштабности. Но сегодня благодаря более качественной разработке нормативно-правовой базы, а также наличия накопленного опыта проекты становятся более проработанными и выгодными обеим сторонам, а также менее рискованными.

В Санкт-Петербурге на начало 2014 г. зарегистрировано 5 ГЧП-проектов в транспортной инфраструктуре: 3 - в секторе автодороги, 1 - аэропорт, и 1 в логистике. Среди них наиболее известные - это Западный скоростной диаметр (реализуется с 2003 г.) и реконструкция аэропорта "Пулково" (2010-2013 гг.). Второй проект был даже назван сделкой года в инфраструктурном мире в двух тематических иностранных журналах (Infrastructure Journal и Infrastructure Investor). Собственно, успешный опыт реализации по большей части этих двух проектов и поставил Санкт-Петербург на первое место среди регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства (по версии Центра развития ГЧП при поддержке Министерства экономического развития и Торгово-промышленной палаты РФ), и именно они стали своеобразным символом развития механизмов ГЧП в России. Но уже сегодня в Санкт-Петербурге реализуются менее объемные, и потому более интересные с точки зрения опыта для других регионов проекты.

Так, в жилом комплексе «Славянка» реализуется транспортно-инфраструктурный ГЧП проект по строительству и эксплуатации автомобильных дорог (к слову, в этом же жилом комплексе в формате ГЧП происходит также развитие и социальной инфраструктуры). Инициатором проекта стало правительство города. Почти 8 км бесплатных дорог построит и будет в течение 10 лет эксплуатировать выигравший конкурс частный инвестор. Стоимость строительства обозначена в документации как 1,1 млрд рублей. После строительства объекты будут выкуплены городом, размер же вознаграждения был указан частным инвестором в конкурсной документации.

В Московском регионе 4 транспортных ГЧП-проекта и только один - непосредственно в Москве (построенная станция метро "Мякинино"). Остальные принадлежат к автодорогам, оформлены в Московской области, и относятся к федеральному уровню.

Уже реализованный проект - Северный обход города Одинцова - привлек более 10 млрд руб. частных инвестиций (из 23,7 млрд руб. стоимости проекта). Проект был реализован в рамках концессионального соглашения. В 2014 г. концессионер Северного обхода Одинцово уже может получить 776,6 млн рублей выручки.

В проекте по строительству скоростной автодороги Москва - Санкт-Петербург (на участке 15-й км - 58-й км), находящемся в стадии реализации, было привлечено уже 36,6 млрд руб. частных инвестиций, что, по оценке аналитиков Intesco Research Group, составляет долю в 55% от общего объема вложенных в проект средств. Концессионное соглашение было заключено с компанией, входящий в группу Vinci (Франция). Частный инвестор строит и эксплуатирует (временное владение) построенный объект в течение срока действия соглашения. Источник финансирования проекта на стадии эксплуатации и одновременно возврат вложенных на стадии строительства средств будет осуществляться за счет сбора концессионером платы с пользователей объектом в свою пользу.

Но, пожалуй, самым масштабным в регионе является проект по строительству центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области (ЦКАД) Стоимость проекта оценивается в 350 млрд руб., более того, еще столько же средств планируется привлечь на развитие инфраструктуры вокруг ЦКАД. При этом уже определен тариф проезда по кольцевой: 2,32 рубля за километр. По словам председателя правления Росавтодора Сергея Кельбаха, тариф считается социально ориентированным: учитывая платежеспособность тех, кто пользуется дорогами, такая стоимость должна быть вполне приемлемой.

Успешный опыт работы частного сектора с государственным в рамках транспортных инфраструктурных проектов разных масштабов говорит и жизнеспособности механизма ГЧП в этой отрасли. При этом решающей стороной является, естественно, деятельность региональной власти. То, каким образом она готова распределять обязанности и риски, находить подход к бизнесу и мыслить «экономически целесообразно», особенно в таких комплексных сферах, как транспортная инфраструктура, не говоря уже об уровне разработанности нормативно-правовой базы, будет влиять на состоятельность подобных инвестпроектов и вообще желание бизнеса работать с государственной властью, используя механизмы государственно-частного партнерства.

Более подробную информацию можно узнать из работы «Механизмы ГЧП в России: текущая ситуация и перспективы» компании Intesco Research Group.

Приведенные значения посчитаны аналитиками компании Intesco Research Group на основе официальной статистики.